Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 587689-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части упрощения порядка строительства и реконструкции буровых скважин)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 587689-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части упрощения порядка строительства и реконструкции буровых скважин), внесенный Правительством Российской Федерации, и в части вопросов ведения Комитета отмечает следующее.
Проект федерального закона N 587689-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части упрощения порядка строительства и реконструкции буровых скважин) разработан в соответствии с решением, принятым на заседании Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики от 31 мая 2013 года.
Законопроектом предложены меры, способствующие сокращению сроков выполнения лицензионных обязательств, ввода скважин в эксплуатацию и ускорению темпов добычи углеводородного сырья.
Правоотношения, складывающиеся в ходе эксплуатации производственных объектов нефтегазового комплекса, регулируются законодательством в области недропользования, промышленной безопасности и градостроительной деятельности.
В соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых, включая проектирование буровых скважин, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами. Кроме того, требуется положительное заключение государственной экспертизы и согласование указанного проекта с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 11 части первой статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и приложениям 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса отнесены к опасным.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта (в том числе - буровой скважины) подлежит экспертизе промышленной безопасности. При этом требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена также экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, содержащей материалы, определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции указанных объектов, их частей и капитального ремонта, и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.
В пояснительной записке к законопроекту справедливо отмечена нецелесообразность проведения указанной государственной экспертизы отдельных буровых скважин при наличии положительного заключения государственной экспертизы всего технического проекта, включая буровые скважины.
В связи с этим в рамках законопроекта предлагается внести изменения в части второй статьи 49 и части семнадцатой статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым не требуется проведение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий буровых скважин, а также получение разрешения на строительство в случае строительства и реконструкции указанных объектов капитального строительства.
Представляется, что в этом случае эксплуатация опасных производственных объектов, связанных с добычей нефти и газа, может создать существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку без осуществления проверки соответствия параметров указанных объектов проектной документации, требованиям технических регламентов, а также техническим условиям не подтверждается безопасность названных объектов для граждан и окружающей среды в установленном порядке.
Однако обозначенная проблема преодолевается в связи с вступлением в силу Приказа Ростехнадзора России от 12 марта 2013 года N 101 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности". Указанные Правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности на следующих опасных производственных объектах нефтегазодобывающих производств:
на объектах бурения и добычи опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных, специальных, йодобромных, бальнеологических и других скважин, которые закладываются с целью поисков, разведки, эксплуатации месторождений нефти, газа и газового конденсата, газа метаноугольных пластов, теплоэнергетических, промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также скважин, пробуренных для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов;
обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата.
Таким образом, Комитет считает, что принятие настоящего законодательного акта будет способствовать увеличению темпов освоения нефтегазовых ресурсов на российском арктическом шельфе, Каспии и других перспективных нефтегазовых регионов страны и в итоге гарантировать на перспективу стабильное энергообеспечение России.
Одновременно Комитет отмечает, что по проекту федерального закона имеются замечания юридико-технического характера.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает концепцию законопроекта N 587689-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части упрощения порядка строительства и реконструкции буровых скважин) и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Д. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.