Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 587689-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части упрощения порядка строительства и реконструкции буровых скважин)",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 587689-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части упрощения порядка строительства и реконструкции буровых скважин), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается исключить необходимость проведения экспертизы проектной документации буровых скважин, а также процедуру получения разрешений на строительство и реконструкцию в отношении указанных объектов.
По существу предлагаемых изменений Комитет отмечает следующее. Статья 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к уникальным объектам объекты, которым присуща такая характеристика, как заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров. Выделение данной группы объектов связано с необходимостью предъявления к ним повышенных требований обеспечения безопасности. В частности, в отношении указанных объектов экспертиза проектной документации проводится только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации.
В пояснительной записке в обоснование отсутствия необходимости проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении буровых скважин, относящихся к опасным производственным объектам и (или) уникальным объектам, указано, что безопасность проектирования таких объектов подтверждается в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". При этом статус указанных объектов как уникальных не изменяется.
В обоснование законопроекта авторы законодательной инициативы указывают на длительный срок оформления, получения, согласования разрешительной и проектной документации для бурения скважин, что негативно сказывается на сроках выполнения лицензионных обязательств, ввода скважин в эксплуатацию и темпах добычи углеводородного сырья.
При этом на этапе геологического изучения уже проводится экспертиза проектов геологического изучения недр. Проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий создает дополнительный административный барьер. В то же время обеспечение рационального использования и охраны недр на этапе утверждения проектной документации пользователем недр в полной мере обеспечивается проведением геологической экспертизы указанных проектов в федеральном органе управления государственным фондом недр, что делает проведение градостроительной экспертизы в отношении данной проектной документации излишним.
Комитет, в целом поддерживая необходимость устранения дублирующих механизмов обеспечения безопасности при проектировании объектов капитального строительства, считает необходимым отметить следующее.
В законодательстве Российской Федерации, в том числе, в законодательстве о недропользовании, не закреплено определение понятия "буровые скважины". Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах", хотя и использует данный термин (статьи 22, 26 Закона о недрах), вместе с тем не раскрывает его определение. При этом в федеральном законодательстве в большинстве случаев употребляется термин "скважина" (Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ (ст. 4); Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (ст.4); Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (ст. 4.1); Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 года N 101 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" - далее Приказ N 101).
Кроме того, как видно из Приказа N 101, зачастую неотъемлемым условием эксплуатации скважины является строительство сооружений (буровых установок, иных объектов). Из текста законопроекта непонятно, включает ли в себя термин "буровая скважина" также и иные вспомогательные сооружения.
В пояснительной записке обосновывается отсутствие необходимости проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий при строительстве буровых скважин только для целей добычи нефти и газа. При этом, представляется, что буровые скважины используются не только для добычи углеводородного сырья, но также и в иных целях.
Например, в Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 мая 2002 года N 22, указываются следующие виды скважин: опорные, параметрические, поисковые, разведочные, эксплуатационные, нагнетательные, контрольные (пьезометрические, наблюдательные), специальные (поглощающие, водозаборные), йодобромные, бальнеологические и другие скважины, которые закладываются с целью поисков, разведки, эксплуатации месторождений нефти, газа и газового конденсата, теплоэнергетических, промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также скважины, пробуренные для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов. На основании изложенного, требует дополнительного обсуждения распространение предложенных законопроектом нововведений на все виды скважин.
По вопросу о включении буровых скважин в число объектов, для которых выдача разрешения на строительство не требуется, Комитет считает необходимым отметить следующее.
В пояснительной записке указано, что строительство буровых скважин осуществляется на территории участка недр, предоставленного в пользование, в связи с чем проверка проектной документации на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории является нецелесообразной.
Процедура выдачи разрешения на строительство связана с процедурой получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Одним из документов, обязательных для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является разрешение на строительство.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет не только соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а кроме того подтверждает выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме и в соответствии с проектной документацией.
Вместе с тем, из законопроекта не усматривается необходимость получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем, не представляется возможным определить момент окончания строительства буровой скважины и, соответственно, возможности начала ее эксплуатации, а также подтвердить, что строительство буровой скважины осуществлено в соответствии с проектной документацией.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 587689-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части упрощения порядка строительства и реконструкции буровых скважин), внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.