Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 603083-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пояснительной запиской, проект федерального закона N 603083-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктами 1 и 11 плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014 - 2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 663-р.
С этой целью законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" в части наделения:
Правительства Российской Федерации полномочиями по:
утверждению перечня субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов;
разработке и реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов;
утверждению правил предоставления субъектам Российской Федерации, отнесенным к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, субсидий на реализацию региональных программ;
принятию решений о выделении средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели;
утверждению перечня сведений, содержащихся в Информационно-аналитической системе общероссийской базы вакансий "Работа в России", порядка ее формирования и ведения, в том числе порядка размещения информации в указанной системе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации полномочиями по утверждению:
типовой региональной программы и методических рекомендаций по ее разработке;
формы и порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, отнесенные к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов (далее - сертификат).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предлагается предоставить право на разработку региональных программ, где будут учтены заключенные с работодателями соглашения об участии в региональной программе.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предлагается устанавливать порядок и критерии отбора инвестиционных проектов, для реализации которых планируется привлекать трудовые ресурсы из других субъектов Российской Федерации, порядок и критерии отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата, а также порядок предоставления им финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом.
Предполагается, что совокупный размер финансовой поддержки, предоставляемой работодателю на осуществление мер поддержки работников за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, составит 225 тыс. рублей на 1 человека (150 тыс. рублей за счет федерального бюджета и 75 тыс. рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации).
Как следует из пояснительной записки, перечень мер поддержки, осуществляемых конкретным работодателем в отношении граждан, переезжающих для трудоустройства, будет определяться индивидуально в каждом конкретном случае на основе базового регионального перечня мер поддержки, установленного региональной программой, и закрепляться в соответствующем соглашении, заключаемом между субъектом Российской Федерации и работодателем. При этом перечень мер поддержки служит как повышению привлекательности трудоустройства у данного работодателя, так и формированию безусловных обязательств работодателя перед работниками по их осуществлению.
В качестве территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов законопроектом предлагается рассматривать территории, на которых реализуются значимые инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры и/или особые экономические зоны и которые при этом испытывают потребность в дополнительных трудовых ресурсах.
Исходя из финансово-экономического обоснования, объем средств федерального бюджета, необходимых для софинансирования реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в 2015 - 2018 годах (при нормативе 150 тыс.рублей на 1 человека), составит:
в 2015 году - 2,25 млрд. рублей;
в 2016 году - 10,5 млрд. рублей;
в 2017 году - 16,5 млрд. рублей;
в 2018 году - 22,5 млрд. рублей.
В пояснительной записке отмечено, что реализация предлагаемого механизма позволит стимулировать работодателей создавать привлекательные условия для работников из других субъектов Российской Федерации с целью повышения их мотивации к переезду.
На рассматриваемый законопроект поступило 4 отзыва законодательных (представительных) и 7 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти отзывы положительные.
Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона. Вместе с тем, в заключении Комитет обращает внимание на то, что одним из условий получения финансовой поддержки работодателем является привлечение граждан из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов Российской Федерации, отнесенных к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов. Таким образом, ограничивается возможность работодателя, находящегося на территории Дальневосточного федерального округа привлекать специалистов высокой квалификации, сокращаемых или работающих неполный рабочий день, например, на градообразующих предприятиях моногородов Дальнего Востока.
Также в представленных материалах отсутствует информация, каким образом, при выдаче сертификата будут учитываться положения действующего закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (выплата районных коэффициентов, процентных надбавок за стаж работы на Севере, проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года и т.д.).
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона поддержали.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 603083-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.