Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности в качестве комитета - соисполнителя от 14 октября 2014 г. N 3.9-72/2
по проекту федерального закона N 602468-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(в целях развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики)"
- вносит Правительство Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думе по вопросам собственности в качестве комитета - соисполнителя рассмотрел указанный законопроект в соответствии с вопросами своего ведения и по его существу отмечает следующее.
Законопроектом, в частности, предлагается дополнить Федеральный закон "О защите конкуренции" новой главой 5.1, устанавливающее антимонопольные требования к созданию государственных и муниципальных унитарных предприятий. Положения данной главы предусматривают запрет создания государственных и муниципальных унитарных предприятий без предварительного согласования с антимонопольным органом, определяют порядок получения предварительного согласия антимонопольного органа на создание таких предприятий, устанавливают процедуру принятия антимонопольным органом решения по указанным ходатайствам, а также предоставляют возможность выдачи антимонопольным органом предписаний при осуществлении контроля за созданием государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Законопроект также вносит изменения в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в соответствии с которыми государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются исключительно в случаях, предусмотренных частью 4 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации. Кроме того, законопроект устанавливает, что для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются наряду с другими документами также решение антимонопольного органа о даче согласия на создание унитарного предприятия.
Комитет отмечает, что вносимые изменения являются согласованными и не нарушают концепции ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Вместе с тем, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Положениями подпункта 1 пункта 2 проектируемой статьи 21.3 ФЗ "О защите конкуренции" предлагается установить, что согласие на создание государственного или муниципального унитарного предприятия дается только для осуществления деятельности на товарном рынке с неразвитой или недостаточно развитой конкуренцией. При этом определение неразвитости либо недостаточной развитости конкуренции на товарном рынке, на котором создается указанное предприятие, осуществляется на основе анализа состояния конкуренции, проводимого в порядке, установленном самим же федеральным антимонопольным органом.
По мнению Комитета, данные положения законопроекта представляют федеральному антимонопольному органу чрезмерно широкие пределы усмотрения при принятии решения о даче согласия на создание унитарных предприятий, что увеличивает риск злоупотреблений при принятии таких решений. Кроме того, данные положения законопроекта априори ставят в зависимость инициативу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по развитию производительных сил на соответствующих территориях от позиции (возможно, субъективной) одного из федеральных органов исполнительной власти, что нарушает базовые принципы гражданского законодательства, устанавливающие равенство всех участников гражданского оборота вне зависимости от формы собственности.
Также, в материалах к законопроекту не представлено каких-либо обоснований о способности существующего федерального антимонопольного органа принимать социально-экономически оправданные суждения об истинном состоянии конкурентной среды во всех без исключения субъектах Российской Федерации и на территории каждого из муниципальных образований при даче предварительного согласия на создание государственного или муниципального унитарного предприятия. В связи с этим Комитет предлагает переработать положения законопроекта о процедуре предварительной дачи согласия на создание унитарного предприятия, сформулировав в них исчерпывающий перечень случаев отказа в даче такого согласия.
Следует также отметить, что вытеснение унитарных предприятий из сферы экономической деятельности само по себе не решает вопроса устранения недобросовестной конкуренции с использованием государственных или муниципальных преференций (предоставление субсидирования, льготных ставок арендной платы и другое). Кроме унитарных предприятий подобные преференции, как известно, могут предоставляться и организациям иной организационно-правовой формы, возможно, являющихся подконтрольными и действующими в интересах отдельных должностных лиц властных структур. Как представляется, усилия федерального антимонопольного органа должны быть направлены не на тотальное устранение унитарных предприятий из сферы экономической деятельности, а прежде всего на недопущение сговора между хозяйствующими субъектами (как частными, так и с государственным участием) и государственными чиновниками с целью получения выгоды.
Следует также принимать во внимание, что присутствие государственных и муниципальных предприятий на конкурентных рынках в ряде случаев играет положительную роль в интересах потребителей, сдерживая рост цен на товары и тарифов на услуги, а также препятствуют монополизации соответствующих рынков частными структурами, а это обстоятельство, безусловно, должно учитываться в существующих в настоящее время экономических условиях.
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам собственности считает, что положения законопроекта в части предварительного согласия антимонопольного органа на создание унитарного предприятия нуждаются в дополнительном обсуждении и требуют концептуальной переработки.
Первый заместитель |
В.С. Селезнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.