Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на законопроект N 602468-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 602468-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Законопроект разработан в целях реализации мероприятий "дорожной карты" "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р и перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 26 июля 2013 г. N ДМ-П13-4698.
Законопроект направлен на устранение избыточного антимонопольного контроля в целях упрощения предпринимательской деятельности, снижение доли государственного сектора в экономике.
Разработка законопроекта осуществлялась при активном участии представителей бизнес-сообщества, заинтересованных министерств и ведомств, депутатов Государственной Думы. В результате совместной работы из законопроекта были исключены многие несогласованные положения.
Законопроект, внесенный в Государственную Думу, предусматривает:
разграничение компетенции Федеральной антимонопольной службы и Евразийской экономической комиссии на трансграничных рынках в связи с ратификацией Договора о Евразийском экономическом союзе;
исключение возможности признания доминирующим хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке товара составляет менее 35 процентов;
проведение антимонопольным органом анализа состояния конкуренции при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;
исключение из полномочий ФАС ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке товара более 35 процентов или занимающих доминирующее положение;
дополнение понятия "картель" случаем сговора покупателей в соответствии с международной практикой;
допустимость согласованных действий хозяйствующих субъектов в рамках соглашений о совместной деятельности;
уточнение антимонопольных требований к торгам в части недопустимости соглашений между организаторами, заказчиками и участниками;
запрет создания государственных и муниципальных унитарных предприятий без согласия антимонопольного органа;
расширение сферы применения досудебных предупреждений и предостережений - на органы государственной власти и местного самоуправления, иные организации, участвующие в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, государственные внебюджетные фонды;
исключение одновременного наложения оборотного штрафа и предписания о перечислении в бюджет дохода, полученного в связи с нарушением антимонопольного законодательства;
создание в федеральном антимонопольном органе коллегиального органа, в функции которого входит разъяснение практики применения антимонопольного законодательства и пересмотр решений территориальных органов в случае нарушения ими публичных интересов или единообразия правоприменения;
возможность представления в антимонопольный орган ходатайств и уведомлений о сделках в электронной форме;
использование систем видео-конференц-связи при рассмотрении ФАС дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Данные новации призваны существенным образом ослабить антимонопольный контроль, особенно в отношении малого бизнеса, а также будут способствовать формированию комфортной предпринимательской среды, что важно в условиях снижения роста экономики.
Вместе с тем, в законопроекте содержится ряд норм, которые нуждаются в дополнительном обсуждении с точки зрения возможных экономических последствий для бизнеса и потребителей.
В частности, пункт 5 статьи 1 законопроекта предусматривает установление Правительством Российской Федерации правил недискриминационного доступа к товарам, производимым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии. Несмотря на то, что данная норма может быть применена только в случае факта злоупотребления, установленного решением антимонопольного органа, Комитет отмечает, что данные правила - это инструмент государственного регулирования рынка в отсутствии конкурентной среды. Его применение в условиях рынка будет создавать неконкурентные преимущества хозяйствующим субъектам, на которых эти правила не распространяются.
К тому же Комитет считает, что федеральная антимонопольная служба наделена достаточным инструментарием для контроля над деятельностью доминирующих хозяйствующих субъектов в целях защиты участников рынка от недобросовестных действий, поэтому правила недискриминационного доступа могут вводится только в определенных секторах экономики и ограничиваться сроком действия. При применении подобных инструментов необходимо учитывать экономический эффект, в том числе для потребителей.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается исключить оговорку о том, что агентский договор не является "вертикальным" соглашением. Изъятие нормы, исключающей агентские договоры из категории "вертикальных" соглашений, может привести к избыточному регулированию широко распространенной деловой практики и дополнительным издержкам для бизнеса.
Требуют дополнительного уточнения предлагаемые пунктами 2 и 5 статьи 1 законопроекта понятия "потребитель", которое включает и физических, и юридических лиц, а также "ущемление интересов неопределенного круга потребителей" в качестве последствия злоупотребления доминирующим положением. Такие предложения являются отчасти вторжением в сферу применения другого Закона - "О защите прав потребителей", который определяет права потребителей и ответственность за их нарушение. Кроме того, не совсем понятен механизм применения данной нормы.
Пунктом 15 статьи 1 законопроекта вводится регулирование соглашений о совместной деятельности. Предлагается перевести регулирование соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности в рамки общих правил осуществления контроля экономической концентрации. При этом, согласованное с федеральным антимонопольным органом соглашение о совместной деятельности приобретает иммунитет на применение статьи 11 Закона о защите конкуренции. Данное предложение нуждается в оценке экономических последствий во избежание дополнительного барьера на пути движения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Одновременно с внесением изменений в Закон о защите конкуренции предлагается внести изменения в ряд других федеральных законов.
Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 2 законопроекта) вызваны расширением практики вынесения предупреждений и предостережений, предусматривают дисквалификацию при повторном нарушении должностными лицами органов власти положений антимонопольного законодательства, а также минимальный размер административного штрафа в случае добровольного заявления о заключении картеля при выполнении соответствующих условий.
Статьи 3 и 4 законопроекта предусматривают отражение нормы о согласовании с ФАС создания унитарных предприятий в Федеральных законах "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 5 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон "О естественных монополиях" в части исключения предварительного согласования сделок субъектов естественных монополий, если доля выручки от естественно-монопольных видов деятельности составляет менее одного процента общего объема выручки.
Комитет отмечает, что в условиях нестабильности экономики и серьезных геополитических рисков реформирование законодательства должно вестись очень взвешенно, чтобы не ослаблять конкурентоспособность российского бизнеса. Вместе с тем, правоприменительная практика требует дальнейшего совершенствования закона о защите конкуренции. В реформе антимонопольного законодательства в большей степени заинтересован малый бизнес, поскольку он чаще сталкивается с ограничениями по доступу на рынок и недобросовестным поведением конкурентов.
С учетом высказанных замечаний и предложений, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 602468-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.