Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 507496-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (о совершенствовании деятельности органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий)",
внесенному депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, А.М. Меткиным, И.Е. Костуновым, А.Б. Выборным, В.Б. Кидяевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19 июня 2014 года (протокол N 177, пункт 74) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 507496-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (о совершенствовании деятельности органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий), внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, А.М. Меткиным, И.Е. Костуновым, А.Б. Выборным, В.Б. Кидяевым.
Законопроект конкретизирует понятие и состав, порядок функционирования органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По данному законопроекту Комитет считает необходимым отметить следующее.
В настоящее время состав, порядок функционирования органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется статьей 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Законопроект не привносит каких-либо принципиальных новшеств в систему организации органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а лишь объединяет и систематизирует положения названных нормативных правовых актов, закрепляя их непосредственно в федеральном законе. В связи с этим концепция законопроекта не вызывает возражений.
Вместе с тем при доработке законопроекта ко второму чтению необходимо учесть следующее.
Согласно подпункту "б" пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в редакции законопроекта при ликвидации чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения, местный уровень реагирования устанавливается решением главы поселения. При этом не учитывается, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений не относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункты 8, 23 части 1 статьи 14 того же Федерального закона). Решение данных вопросов местного значения на территории сельских поселений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов, если иное не установлено законами субъектов Российской Федерации (части 3, 4 статьи 14 указанного Федерального закона). Данное правило вступает в силу с 1 января 2015 года (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 23 июня 2014 года N 165-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 2 законопроекта предлагается распространить на город федерального значения Севастополь установленный для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга порядок определения полномочий органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций законами данного субъекта Российской Федерации лишь с 1 января 2015 года. При этом не учитывается, что положения статьи 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения, включая регулирование компетенции органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований законами данных субъектов Российской Федерации, в настоящее время уже распространяются на город федерального значения Севастополь, в соответствии с положениями Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ. Кроме того, данное положение законопроекта не согласуется с иным его положениями, вступающим в силу со дня официального опубликования (см. абз. 5 подпункта "б" пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в редакции законопроекта). В связи с этим положение части 2 статьи 2 законопроекта предлагается исключить.
В связи с вышеизложенным Комитет поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.