Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 611451-6 "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и отмечает.
Как следует из пояснительной записки законопроектом предусматривается сохранение в 2017 году тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2012 - 2016 годов для основной массы плательщиков страховых взносов в размере 30 процентов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 процента, в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10 процентов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту сохранение на период до 2017 года тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 22 процентов (вместо тарифа в размере 26 процентов) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов приведет к уменьшению объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 725,88 млрд. рублей, а установление тарифа в размере 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов - к увеличению поступлений на финансирование страховых пенсий в 2017 году на 315,62 млрд. рублей.
В результате на компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, как следует из финансово-экономического обоснования, потребуется выделение средств федерального бюджета в 2017 году в размере 410,26 млрд. рублей.
Вместе с тем соответствующих расчетов финансово-экономическое обоснование не содержит.
Пояснительная записка не содержит обоснований пролонгации действия тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 22 процентов на период до 2017 года.
Также следует отметить, что в пояснительной записке указана лишь предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионного страхование в 2015 году, которая составляет 715 тыс. рублей, тогда как проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирован исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в 2015 году в размере 711 тыс. рублей, в 2016 году - 808 тыс. рублей и в 2017 году - 930 тыс. рублей.
Таким образом, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионного страхование, представленная в пояснительной записке к законопроекту не соответствует материалам к проекту федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Комитет поддерживает мнение Счетной палаты Российской Федерации, которая в своем заключении отмечает, что вызывает сомнение достоверность заявленной потребности в средствах на компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и что анализ и оценка последствий такого рода решений для стабильности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и всей финансовой системы Российской Федерации в целом представляются затруднительными.
Также необходимо отметить, что одновременно, 30 сентября 2014 года, с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" наряду с данным законопроектом внесен проект федерального закона N 611456-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который является альтернативным в части внесения изменений в статью 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Законопроектом N 611456-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается установление тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) в размере 5,1 процента без ограничения предельной величиной базы для начисления страховых взносов на период 2012 -2016 годов, в то время как рассматриваемым законопроектом предусматривается сохранение в 2015-2017 годах предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФОМС в размере 5,1 процента.
Кроме того, положения рассматриваемого законопроекта не соответствует проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в котором формирование доходов ФОМСа в 2015-2017 годах предусмотрено исходя из ставки страховых взносов в размере 5,1 процента на весь объем оплаты труда.
Комитет поддерживает установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1 процента без ограничения предела величины заработной платы, которое вносится законопроектом N 611456-6 во исполнение подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N Пр-1558 по итогам совещания по вопросу определения основных подходов к формированию бюджетной и налоговой политики на 2015 - 2017 годы 23 июня 2014 года.
В связи с этим Комитет бюджету и налогам считает, что проект федерального закона N 611451-6 "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" может быть принят только при условии исключения из него положений, предусматривающих наличие предельной величины базы для начисления страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 2015 года.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.