Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 611448-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
- внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел в рамках вопросов ведения проект федерального закона N 611448-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирован в соответствии с положениями Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, налогового законодательства, законодательства по обязательному социальному страхованию с учетом исполнения Фондом функций и задач, установленных федеральными законами "Об основах обязательного социального страхования", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других законов, а также с учетом исполнения Фондом отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Основные показатели бюджета Фонда в 2014-2017 годах составят:
(млрд. рублей) | |||||
Показатели |
2014 год |
2017 г. в % к 2014 г. |
|||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
Доходы - всего |
565,0 |
538,7 |
625,0 |
680,2 |
120,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
436,7 |
400,2 |
488,6 |
532,6 |
122,0 |
из них: средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда |
14,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
на компенсацию выпадающих доходов |
14,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
на сбалансированность бюджета (на покрытие дефицита) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
95,4 |
103,4 |
111,8 |
122,4 |
128,3 |
межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий |
32,9 |
35,0 |
24,5 |
25,2 |
76,7 |
из них: средства федерального бюджета |
13,9 |
16,0 |
5,5 |
6,2 |
44,6 |
средства бюджета ФОМС |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
100,0 |
Расходы-всего |
564,9 |
594,1 |
622,6 |
661,4 |
117,1 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
450,3 |
471,2 |
504,3 |
536,2 |
119,1 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
81,7 |
87,8 |
93,8 |
100,1 |
122,5 |
исполнение отдельных государственных полномочий |
32,9 |
35,0 |
24,5 |
25,2 |
76,7 |
из них: средства федерального бюджета |
13,9 |
16,0 |
5,5 |
6,2 |
44,6 |
средств бюджета ФОМС |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
100,0 |
Профицит/Дефицит(-) |
0,1 |
-55,4 |
2,4 |
18,8 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
-13,6 |
-71,0 |
-15,6 |
-3,6 |
26,5 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
13,7 |
15,6 |
18,0 |
22,3 |
162,8 |
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2015 год прогнозируется в сумме 538,7 млрд. рублей, или 95,3% к уровню 2014 года, в 2016 году - 625,0 млрд. рублей, в 2017 году - 680,2 млрд. рублей (120,4% к уровню 2014 года).
В общей сумме доходов межбюджетные трансферты из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) составят: в 2015 году - 35,0 млрд. рублей (или 6,5% от всех доходов бюджета Фонда), в 2016 году - 24,5 млрд. рублей (3,9%), в 2017 году - 25,2 млрд. рублей (3,7%). Для сравнения: в 2013 году сумма межбюджетных трансфертов составляла 129,0 млрд. рублей (21,4% в общем объеме доходов бюджета Фонда).
Снижение общего объема трансфертов из федерального бюджета в 2015 -2017 годах по сравнению с 2014 годом обусловлено следующими причинами:
- не предусмотрены межбюджетные трансферты на компенсацию выпадающих доходов бюджету Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые будут обеспечиваться за счет остатков средств, образовавшихся в результате неполного использования межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов и на обеспечение сбалансированности;
- не предусмотрены бюджетные ассигнования, передаваемые бюджету Фонда на финансовое обеспечение пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации, так как в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся радиации" предусмотрена передача указанных полномочий субъектам Российской Федерации;
- не предусмотрены в 2016-2017 годах межбюджетные трансферты на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с тем, что после 2015 года бюджетные ассигнования на осуществление мероприятий государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы предусмотрены в составе непрограммных расходов федерального бюджета.
Общий объем расходов бюджета Фонда в 2015 году предусматривается в сумме 594,1 млрд. рублей, или 105,2% к уровню 2014 года; в 2016 году - 622,6 млрд. рублей, в 2017 году - 661,4 млрд. рублей (117,1% к уровню 2014 года).
Бюджет Фонда в 2015 году сформирован с дефицитом в сумме 55,4 млрд. рублей, с профицитом в 2016 году в сумме 2,4 млрд. рублей и в 2017 году - 18,8 млрд. рублей.
В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется дефицит: в сумме 71,0 млрд. рублей в 2015 году (в 5,2 раза выше уровня 2014 года), в сумме 15,6 млрд. рублей в 2016 году и в сумме 3,56 млрд. рублей в 2017 году.
Для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в качестве внутреннего источника финансирования дефицита предусмотрено привлечение прогнозируемого на 1 января 2015 года остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, привлекаемого:
в 2015 году в сумме 71,0 млрд. рублей, из которых 13,47 млрд. рублей направляются на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 2,54 млрд. рублей направляются на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в связи с превышением расходов над доходами и 55,0 млрд. рублей направляются на возврат остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет из бюджета Фонда в федеральный бюджет;
в 2016 году в сумме 15,6 млрд. рублей, из которых 14,4 млрд. рублей направляются на компенсацию выпадающих доходов и 1,2 млрд. рублей направляются на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в связи с превышением расходов над доходами;
в 2017 году в сумме 3,5 млрд. рублей, которые направляются на компенсацию выпадающих доходов.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда формируется с устойчивым профицитом: 15,6 млрд. рублей в 2015 году, 18,0 млрд. рублей в 2016 году и 22,3 млрд. рублей в 2017 году.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляют 80% в общем объеме расходов и определены в 2015 году в сумме 471,2 млрд. рублей, в 2016 году - 504,3 млрд. рублей, в 2017 году - 536,2 млрд. рублей.
Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы на 2015 год в сумме 197,0 млрд. рублей, на 2016 год - в сумме 214,2 млрд. рублей, на 2017 год - в сумме 231,5 млрд. рублей на оплату 311,92 млн. дней в 2015 году, 314,88 млн. дней в 2016 году и 314,88 млн. дней в 2017 году.
Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности иностранным гражданам или лицам без гражданства, временно пребывающим на территории России, заключившим договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу распространения на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" прогнозируются на 2015 год (выплаты пособия начинаются с 1 июля 2015 года) в сумме 400,9 млн. рублей на оплату 3,0 млн. дней, на 2016 год - 1 476,2 млн. рублей на оплату 5,9 млн. дней и на 2017 год - 3 061,8 млн. рублей на оплату 5,9 млн. дней.
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам прогнозируются на 2015 год в сумме 106,9 млрд. рублей на оплату 168,2 млн. дней, на 2016 год - 114,1 млрд. рублей на оплату 166,0 млн. дней и на 2017 год - 120,9 млрд. рублей на оплату 163,8 млн. дней. Число оплаченных дней определено с учетом прогнозируемого изменения рождаемости: в 2015 году в размере 98,98%, в 2016 году - 98,71% и в 2017 году - 98,7%.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматриваются в 2015 году в сумме 87,8 млрд. рублей, в 2016 году - 93,8 млрд. рублей и в 2017 году - 100,1 млрд. рублей.
Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний прогнозируются на 2015 год в сумме 2,64 млрд. рублей, на 2016 год - 2,86 млрд. рублей и на 2017 год - 3,07 млрд. рублей.
Расходы на ежегодное финансовое обеспечение 16761 единовременных страховых выплат составят: 2015 год - 1,62 млрд. рублей, 2016 год - 1,65 млрд. рублей, 2017 год - 1,68 млрд. рублей. Указанные расходы определены с учетом пункта 2 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающей установление единовременных страховых выплат по данному виду страхования лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, в сумме 1,0 млн. рублей.
Расходы на ежемесячные страховые выплаты предусмотрены в сумме 51,32 млрд. рублей в 2015 году, 55,24 млрд. рублей в 2016 году и 59,17 млрд. рублей в 2017 году на оплату 5,6 млн. выплат ежегодно.
Расходы на финансовое обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусмотрены в 2015 году в сумме 18,6 млрд. рублей, в 2016 году - 20,1 млрд. рублей, в 2017 году - 21,8 млрд. рублей.
За счет трансферта, передаваемого из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотрены расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в начальный период его жизни, в объемах поступлений в сумме 19, 03 млрд. рублей ежегодно.
Расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая расходы по осуществлению указанных полномочий, предусмотрены в пределах межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета в объеме 11,08 млрд. рублей на 2015 год. Бюджетные ассигнования на осуществление после 2015 года мероприятий государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы зарезервированы в составе непрограммных расходов федерального бюджета и не предусмотрены в бюджете Фонда.
На обеспечение отдельных государственных полномочий Фондом за счет трансфертов из федерального бюджета предусмотрены расходы на 2015 год в сумме 15 996,5 млн. рублей, в 2016 году - 5 499,2 млн. рублей, в 2017 году - 6 183,6 млрд. рублей, из них:
- на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, планируется на 2015 год 2 168,1 млн. рублей (81,4% к уровню предыдущего года), на 2016 год - 2 419,9 млн. рублей (111,6%), на 2017 год - 2 672,6 млн. рублей (110,4%);
- на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в 2015 году предусмотрено направить 2 685,6 млн. рублей (123,2% к уровню предыдущего года), на 2016 год - 3 008,4 млн. рублей (112,0%), на 2017 год - 3 432,9 млн. рублей (114,1%);
- на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, планируется на 2015 год 20,1 млн. рублей (95,7% к уровню предыдущего года), на 2016 год - 21,8 млн. рублей (108,5%), на 2017 год - 23,5 млн. рублей (107,8%).
Бюджетные ассигнования на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения с проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно законопроектом не предусмотрены и будут определены после выявления числа граждан, которые не воспользовались правом отказа от набора социальных услуг.
Комитет ранее уже отмечал, что в 2013 году ситуация с обеспечением путевками на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, еще более ухудшилась. На эти цели было израсходовано: в 2010 году - 5,0 млрд. рублей; в 2011 году - 3,9 млрд. рублей; в 2012 году - 3,55 млрд. рублей; в 2013 году - 2,9 млрд. рублей. Выдано путевок: в 2010 году - 238,0 тыс. путевок; в 2011 году - 209,3 тыс. путевок; в 2012 году - 154,0 тыс. путевок; в 2013 году - 120,0 тыс. путевок.
В 2013 году остались неизрасходованными 321,5 млн. рублей (159,0 млн. рублей - в 2012 году); исполнено только 25% заявлений граждан, обратившихся в отчетном периоде и ранее. На конец 2013 года остались не обеспеченными санаторно-курортным лечением более 360,4 тыс. человек.
Частью 3 статьи 7 законопроекта предусмотрено продолжение осуществления в ряде субъектов Российской Федерации реализации пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом, увеличение штатной численности и увеличение расходов на содержание в связи с этим не предусмотрено. В 2015 году предполагается включить в пилотный проект 6 субъектов Российской Федерации, в 2016 году - 11 субъектов Российской Федерации и в 2017 году - 12 субъектов Российской Федерации. С 1 января 2018 года с учетом внесения изменения в нормативные правовые акты предполагается полный переход на прямые выплаты всех территорий Российской Федерации.
Комитет считает необходимым высказать следующие замечания и предложения по законопроекту.
1. Основные параметры бюджета Фонда на 2015-2017 годы сформированы с учетом изменений, которые еще не внесены в законодательство. Это проект федерального закона N 577906-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу распространения на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации", который еще даже не внесен в Государственную Думу.
2. Остается не ясным механизм финансового обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в связи с завершением в 2015 году государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и отсутствием бюджетных ассигнований на эти цели, начиная с 2016 года.
3. Продолжает ухудшаться ситуация с обеспечением путевками на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Механизм, обеспечивающий только четверть потребности в данном виде государственной социальной помощи, нуждается в изменении.
4. Законопроектом предусмотрен последовательный рост ассигнований на капитальные вложения: 2015 год - 811,3 млн. рублей, 2016 год - 847,8 млн. рублей, 2017 год - 884,2 млн. рублей (2014 год - 772,6 млн. рублей). Вместе с тем в 2013 году инвестиционная деятельность Фонда осуществлялась не эффективно, план инвестиций в строительство объектов и приобретение зданий и помещений был выполнен на общую сумму 520,5 млн. рублей, или на 61,1% от утвержденных показателей.
5. Анализ исполнения бюджета Фонда в 2013 году показал низкую эффективность расходования средств на развитие информационной системы Фонда. В связи с тем, что на эти цели продолжают выделяться значительные средства (2014 год - 3,5 млрд. рублей, 2015 год - 3,5 млрд. рублей, 2016 год - 3,0 млрд. рублей, 2017 год - 3,1 млрд. рублей), которые в соответствии с современной бюджетной классификацией не находят отражения в приложениях к закону, Комитет настаивает на представлении дополнительной информации об объемах и направлениях расходования средств на указанные цели в 2014-2017 годах.
Комитет предлагает в постановлении Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении поручить Счетной палате Российской Федерации провести контрольные мероприятия по использованию средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на процесс информатизации, включая развитие автоматизированной информационной системы "Электронный листок нетрудоспособности".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 611448-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" с учетом высказанных замечаний.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 9 октября 2014 года (протокол 63).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.