Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 555391-6 "О стандартизации в Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Полагаем, что используемые в статье 2 проекта отдельные основные понятия и их определения нуждаются в доработке. Так, определение понятия "стандарт организации" следует соотнести с положениями частей 1, 2 статьи 20 проекта в части целей разработки стандартов организации и круга лиц, которые вправе принимать стандарт организации (при этом следует иметь в виду нормы пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие организационно-правовые формы, в которых могут создаваться некоммерческие организации). В редакционном уточнении нуждается определение понятия "стандартизация", поскольку неясно, о какой деятельности идет речь. Представляются избыточными определения таких понятий, как "проектный технический комитет по стандартизации", "технический комитет по стандартизации", поскольку их определения дублируются в соответствующих положениях проекта (см. статьи 11, 12 проекта). В целях ясности и определенности проектируемых норм нуждаются в определении понятия "национальная система стандартизации" и "работы по стандартизации" (см., например, статьи 1, 2, главу II проекта, статьи 22, 32 проекта).
С учетом положений проекта о полномочиях "национального органа Российской Федерации" по стандартизации (см, например, части 4, 22 статьи 22 проекта) требует уточнения часть 1 статьи 9 проекта, устанавливающая перечень полномочий указанного органа.
Следует соотнести положения, регламентирующие полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, и "национального органа Российской Федерации" по стандартизации (так, например, согласно пункту 6 статьи 8 проекта указанный федеральный орган утверждает "порядок применения знака национальной системы стандартизации", а согласно положениям пункта 12 части 1 статьи 9, части 3 статьи 30 проекта указанный национальный орган устанавливает "правила применения знака национальной системы стандартизации").
В согласовании нуждаются положения абзаца четырнадцатого статьи 2, статьи 18 и части 2 статьи 26 проекта, регламентирующие вопросы принятия и разработки предварительных национальных стандартов.
Согласно положениям части 2 статьи 30 проекта продукция (работы, услуги), соответствие которой национальному стандарту и (или) предварительному национальному стандарту не подтверждено, не маркируется знаком национальной системы стандартизации. В связи с этим представляется необходимым предусмотреть в проекте процедуру подтверждения соответствия национальному стандарту и (или) предварительному национальному стандарту.
Наименование главы VIII проекта "Международное сотрудничество в сфере стандартизации" следует согласовать с ее содержанием в части регионального сотрудничества (см. статью 31 проекта).
В статье 33 проекта следует уточить, о каких организациях с государственным участием идет речь. При этом обращаем внимание на Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", определяющий круг субъектов (виды юридических лиц), в отношении которых установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг. Кроме того, в указанной статье проекта некорректна отсылка к Закону Российской Федерации от 10 июня 1993 года N 5154-1 "О стандартизации", поскольку названный Закон утратил силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Отмечаем, что в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Государственной Думы следует вносить самостоятельные законопроекты о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению. В связи с отсутствием законопроекта, предусматривающего внесение изменений, в частности, в Федеральный закон "О техническом регулировании", предметом регулирования которого являются отношения в области стандартизации, не представляется возможным в полной мере в рассматриваемом законопроекте проанализировать всю предполагаемую систему отношений в указанной сфере.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.