Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15.09.2014 года (выписка из протокола N 188, п. 162) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 526719-6 "О внесении изменений в Федеральный закон о рекламе" (в части общих требований к рекламе), внесенный депутатом Государственной Думы Д.А. Литвинцевым, в рамках своей компетенции.
Законопроектом предлагается запретить размещение рекламы на платежных документах, предназначенных для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг.
В пояснительной записке указывается, что часто в целях экономии печатного места именно для размещения рекламы, сведения, которые подлежат обязательному указанию, печатаются самым мелким шрифтом, и оказываются нечитаемыми для некоторых категорий граждан, например, пенсионеров, людей с нарушением зрения.
Положения пункта 69 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" содержат перечень сведений, которые указываются в платежном документе, не устанавливая ограничений на размещение в таких документах иной информации, в том числе, рекламы.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденные Приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 г. N 454, также не содержат соответствующих требований к оформлению указанных платежных документов.
Представляется, что предлагаемое проектом введение полного запрета на размещение рекламы на платежных документах на уровне федерального закона не устранит вышеуказанную проблему, и при этом ограничит возможности ресурсоснабжающих, управляющих организаций, ТСЖ и др. адресно обращаться к каждому потребителю коммунальных услуг, что, соответственно, повлечет за собой снижение информированности граждан-потребителей о предоставляемых коммунальных услугах и стоимости таких услуг.
Положениями статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ) предусмотрено информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В частности, пунктом 3 указанной статьи установлена обязанность организаций, осуществляющих снабжение потребителей энергетическими ресурсами, регулярно информировать этих потребителей о способах экономии энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности их использования, в том числе размещать эту информацию в сети Интернет, на бумажных носителях и иными доступными способами.
Многие ресурсоснабжающие организации направляют платежные документы непосредственно потребителям коммунальных услуг, размещая на них информацию, связанную с деятельностью данных организаций, в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ о способах экономии энергетических ресурсов и повышении эффективности их использования, о необходимости установки приборов учета, о величине тарифов на коммунальные услуги и о применении повышающих коэффициентов к ним и, вместе с тем, рекламу третьих лиц, не нарушающую прав и законных интересов потребителя.
Размещение рекламных материалов, в свою очередь, способствует привлечению дополнительных средств, которые могут использоваться управляющими организациями на финансирование их деятельности. В большинстве случаев дополнительная информация и рекламные материалы размещаются ресурсоснабжающими и управляющими организациями на оборотной стороне платежного документа.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с данным Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Принимая во внимание значимость затронутого автором законопроекта вопроса, Комитет полагает, что его решение требует комплексного подхода, предполагающего, установление условий размещения рекламных материалов, их объем, и место расположения на платежных документах, предназначенных для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг (например, на оборотной стороне платежного документа), а также иных дополнительных требований, обеспечивающих доступность восприятия необходимых сведений путем определения размера шрифта, которые могут быть предусмотрены нормативными актами Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает инициативу проекта федерального закона N 526719-6 "О внесении изменений в Федеральный закон о рекламе" с учетом предложений, содержащихся в данном заключении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.