Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 691842-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность" разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2014 г. N 18-П "По делу "О проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной" (далее - законопроект и Постановление N 18-П соответственно).
Согласно пункту 2 Постановления N 18-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), предусматривающее уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой - в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, приводящую к его произвольному истолкованию и применению, - данное законоположение не предполагает возможность учета специфики использования такого оружия и не позволяет лицу, желающему реализовать его как предмет, имеющий культурную ценность, осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий, а также предвидеть их уголовно-правовые последствия.
Установленная Конституционным Судом Российской Федерации неопределенность в вопросах оборота холодного оружия, в том числе имеющего культурную ценность, создает предпосылки к привлечению к уголовной ответственности граждан, которые на законных основаниях имеют в собственности такое оружие и желают его реализовать другим лицам.
В настоящее время Федеральным законом "Об оружии" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, имеют право приобретать старинное (антикварное) холодное оружие без получения лицензии, а такое оружие регистрации в органах внутренних дел не подлежит (статья 13).
Кроме того, охотничье холодное клинковое оружие приобретается гражданами Российской Федерации без получения в органах внутренних дел лицензии на его приобретение. Приобретение такого типа холодного оружия осуществляется гражданами на основании имеющихся у них разрешений органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия. При этом регистрация указанного оружия осуществляется торговой организацией при его продаже в порядке, предусмотренном МВД России (приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814").
В то же время Федеральным законом не конкретизирован порядок продажи старинного (антикварного) оружия, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность.
В этой связи законопроектом уточняются правила оборота старинного (антикварного) оружия, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе, связанные с его приобретением и продажей.
Так, законопроектом предлагается определить, что приобретение старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия, реплик старинного (антикварного) оружия, в том числе холодного оружия, имеющего культурную ценность, спортивного и охотничьего холодного клинкового оружия не подлежит лицензированию и регистрации в органах внутренних дел.
Законопроектом кроме этого предлагается установить, что государственная экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации предписал также установить ответственность за нарушение правил оборота указанного оружия в целях защиты культурных ценностей и сохранения культурного наследия.
В связи с этим необходимо отметить, что в настоящее время нормами уголовного законодательства обеспечивается защита культурных ценностей.
Так, за незаконные действия в отношении культурных ценностей предусмотрены соответствующие виды наказаний (в частности, статьей 164 УК установлена уголовная ответственность за хищение культурных ценностей, статьей 190 УК предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение культурных ценностей на территорию Российской Федерации, статья 226.1 УК устанавливает ответственность за контрабанду культурных ценностей, а за уничтожение или повреждение культурных ценностей наступает уголовная ответственность в соответствии со статьей 243 УК).
Вместе с тем, учитывая предписания Постановления N 18-П и в целях защиты культурных ценностей и сохранения культурного наследия, предлагается в части пятой статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотреть за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему дополнительный вид наказания - конфискацию оружия и патронов.
Таким образом, в соответствии с конституционно-правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации законопроектом предлагается конкретизировать правила оборота старинного (антикварного) оружия, в том числе холодного оружия, имеющего культурную ценность и исключить неопределенность правового регулирования оборота такого оружия, с учетом специфики его использования, а также установить ответственность за их нарушение соразмерную требованиям как обеспечения общественной безопасности, безопасности жизни и здоровья людей, так и защиты культурных ценностей и сохранения культурного наследия.
Последствия принятия законопроекта не окажут негативного влияния на социально-экономическую и финансовую ситуацию при его реализации.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Последствия принятия проекта федерального закона не окажут негативного влияния на социально-экономическую и финансовую ситуацию при его реализации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона мО внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность" потребуется принятие:
1. Постановления Правительства Российской Федерации о порядке проведения государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия.
Срок подготовки - 90 дней после принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Головной исполнитель - Минкультуры России.
Соисполнитель - МВД России.
2. Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. N 322.
Срок подготовки - 90 дней после принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Исполнитель - Минкультуры России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814.
Срок подготовки - 90 дней после принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Головной исполнитель - МВД России.
Соисполнитель - Минкультуры России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.