Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 690757-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение п. 10 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 329-р, а также пунктом 31 Плана мероприятий ("дорожная карта") "Повышение качества регуляторной среды для бизнеса", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 953-р.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации" направлен на дифференциацию составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Действующая редакция статьи 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами без дифференциации таких нарушений.
Данная статья включена в главу 8 КоАП, которая содержит административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду (далее - Федеральный закон об отходах).
Статьей 11 Федерального закона об отходах дифференцированы экологические требования, предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращению с отходами.
В то же время анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами, а также решений арбитражных судов показывает, что действия или бездействие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приводящие к нарушению требований, установленных Федеральным законом об отходах в статье 8.2 КоАП, не дифференцированы по составу административных правонарушений. В результате этого ряд нарушений законодательства остаются безнаказанными.
Таким образом, статья 8.2 КоАП не обеспечивает в полной мере решение задач, поставленных перед законодательством об административных правонарушениях.
Федеральный закон об отходах содержит различные условия осуществления деятельности в области обращения с отходами, дифференцированные в зависимости от класса опасности отходов. Существующая редакция статьи 8.2 КоАП не учитывает эти аспекты и устанавливает единые размеры штрафов вне зависимости от значимости правового предписания, нарушение которого является административным правонарушением.
Данным законопроектом предлагается в статье 8.2 КоАП конкретизировать состав административных правонарушений на основе экологических требований, установленных Федеральным законом об отходах, дифференцировав их на 4 частей следующим образом:
несоблюдение или отсутствие установленных нормативов образования отходов I-IV классов опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления I-IV классов опасности;
несоблюдение или отсутствие установленных нормативов образования отходов V класса опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления V класса опасности;
неисполнение обязанностей по контролю за состоянием и воздействием на окружающую среду и проведению работ по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объектов размещения отходов, по подтверждению отнесения отходов к I-V классу опасности, по организации и осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами;
несоблюдение обязанностей, по предоставлению субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
При этом в части несоблюдения или отсутствия установленных нормативов образования отходов I-IV классов опасности и лимитов на их размещение, несоблюдения экологических требований и правил при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления I-IV классов опасности в качестве крайней меры воздействия предусмотрен, в том числе, такой вид наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Данная мера административного воздействия уже предусмотрена действующей редакцией статьи 8.2 КоАП и применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Административное приостановление деятельности назначается судьей в случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, и является наиболее эффективным инструментом воздействия на хозяйствующие субъекты, побуждающим к соблюдению требований природоохранного законодательства.
Необходимость сохранения административного приостановления деятельности в новой редакции статьи 8.2 КоАП вызвана возможными случаями экологических правонарушений при обращении с отходами I-IV классов опасности. Такие случаи связаны с размещением опасных отходов с превышением установленных предельных количеств, размещением видов отходов, не предусмотренных разрешениями, несоблюдением мест складирования, а также нарушениями при проведении других операций с опасными отходами, которые приводят к их попаданию в компоненты природной среды. Это может повлечь незамедлительный и масштабный негативный эффект для здоровья населения, и вызвать необратимое загрязнение поверхностных и подземных водных объектов, почв или сверхнормативное загрязнение атмосферы. Последствия таких экологических нарушений могут быть как внезапными, так и пролонгированными во времени.
Следует также принимать во внимание, что состояние физической сохранности производственных мощностей, степень износа оборудования на отечественных предприятиях-природопользователях значительна и для исправления ситуации, увеличения финансирования природоохранной деятельности организаций, требуются жесткие инструменты административного воздействия.
При этом, по данным Росприроднадзора, нарушения в сфере обращения с опасными отходами имеют наиболее массовый характер и без наличия в инструментарии государственного инспектора по охране окружающей среды санкции об административном приостановлении деятельности исправление ситуации не представляется возможным.
Кроме того, в статье 8.2 КоАП отдельно предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с опасными веществами, а также за несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства с их дифференциацией следующим образом:
несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, использовании, обезвреживании, транспортировании, хранении и захоронении отходов производства и потребления;
несоблюдение экологических и (или) санитарно-эпидемиологических требований при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, обращении с веществами, разрушающими озоновый слой.
Наряду с этим проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации" содержит статьи, предусматривающие внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации в части замены слов "природоохранные требования" на слова "экологические требования", как наиболее часто употребляемые в законодательстве Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Закона повлечет за собой необходимость принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации".
Цель и обоснование: реализация статьи 2 Закона в части замены термина "природоохранные требования" на термин "экологические требования". Срок разработки - 3 месяца с даты вступления в силу Закона. Ответственные исполнители: Минприроды России и Минобороны России.
2. Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации".
Цель и обоснование: реализация статьи 2 Закона в части замены термина "природоохранные требования" на термин "экологические требования".
Срок разработки - 3 месяца с даты вступления в силу Закона.
Ответственные исполнители: Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.