Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 694881-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий"
Досье на проект федерального закона
Согласно пункту 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110, финансовая помощь гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, оказывается независимо от страховых выплат, осуществляемых им страховщиками по заключенным договорам страхования. Сложившаяся система оказания помощи гражданам в указанных ситуациях не мотивирует их к самостоятельному финансовому обеспечению своих имущественных интересов посредством страхования.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий" (далее - проект федерального закона) предусматривает внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", статью 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части создания законодательных основ для построения системы оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия, на принципах разграничения обязательств страховых организаций и Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в целях сокращения расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и повышения охвата страхованием принадлежащих гражданам (занимаемых ими) жилых помещений.
Проект федерального закона направлен на гармонизацию действующей системы добровольного страхования имущества, принадлежащего гражданам, с функционирующими в ряде субъектов Российской Федерации (г. Москва, Краснодарский край) региональными программами страхования жилых помещений, а также оказываемой государством финансовой помощью гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия.
С этой целью проектом федерального закона предусмотрены, в частности:
возможность утверждения субъектами Российской Федерации программ защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования (далее - программы) путем разработки новых или изменения существующих программ в области жилищной политики;
минимальное содержание таких программ (защита граждан от рисков утраты жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера), финансовое обеспечение которых предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в пределах предусмотренных на соответствующие цели в резервном фонде Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
право субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период, расширять в программах гарантии защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования;
полномочия органов государственной власти Российской Федерации по правовому регулированию, методическому и информационному обеспечению организации и реализации программ.
В целях повышения ответственности граждан за обеспечение сохранности жилых помещений, сокращения расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на ликвидацию последствий стихийных бедствий и повышения охвата страхованием принадлежащих гражданам (занимаемых ими) жилых помещений, проектом федерального закона предусмотрено:
1) поэтапное сокращение государственной финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций гражданам, не заключившим договор страхования жилого помещения, путем:
а) ограничения права обмена предоставленного им другого жилого помещения по договору социального найма;
б) введения запрета для собственников утраченных жилых помещений на приватизацию предоставленного им другого жилого помещения по договору социального найма (данная мера должна сопровождаться информационно-разъяснительными мероприятиями, пропагандирующими инструменты самостоятельного финансового обеспечения имущественных интересов граждан посредством страхования);
2) обеспечение прав граждан на доступную и эффективную систему страхования имущественных прав граждан (на жилье) от рисков утраты (полной гибели) жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия.
Основными элементами такой системы страхования являются:
финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета федерального минимума защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования от рисков утраты жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера;
определение в утверждаемых субъектами Российской Федерации программах обязательств субъектов Российской Федерации с учетом специфики каждого субъекта Российской Федерации и уровня его финансовой обеспеченности;
участие субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба путем предоставления субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой в дополнение к страховым выплатам финансового обеспечения в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований на очередной год и плановый период;
право субъектов Российской Федерации предоставлять финансовое обеспечение в дополнение к страховым выплатам по заключенным в рамках программ договорам страхования, предусматривающим более широкий набор рисков, в том числе риски повреждения жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, аварий систем отопления, водоснабжения, канализации, внутренних водостоков и т.д. (эффективность программ, разработанных субъектами Российской Федерации, может являться фактором, предопределяющим закрепляемые в соответствующих нормативных правовых актах решения о выделении субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; требования к порядку предоставления жилого помещения, а также порядку предоставления субъектом Российской Федерации финансового обеспечения в дополнение к страховым выплатам, будут закреплены в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих выделение бюджетных ассигнований на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий);
возможность предоставления субъектом Российской Федерации в случае утраты, гибели жилого помещения, застрахованного в рамках программы, другого жилого помещения при условии перечисления страховщиком на основании заявления страхователя в бюджет субъекта Российской Федерации суммы причитающегося к выплате страхового возмещения;
оценка пригодности жилья для восстановления и установление факта полной гибели имущества осуществляется комиссией, в состав которой помимо представителей органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления входят представители страховщика;
координация и информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и страховых организаций при осуществлении страхования жилых помещений граждан в рамках программ;
определение размера страховой выплаты в случае повреждения застрахованного в рамках программы жилого помещения исходя из средней стоимости восстановления одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации и иных факторов по методике, установленной Правительством Российской Федерации;
установление Банком России требований к страховщикам, заключающим договоры страхования жилых помещений в рамках программ, с учетом количества страховщиков, осуществляющих страховую деятельность на территории субъекта Российской Федерации, соблюдения ими требований финансовой устойчивости и платежеспособности в целях обеспечения выполнения обязательств по программам и обеспечения доступности страхования жилых помещений граждан в субъекте Российской Федерации;
организация удобной и доступной системы заключения договора страхования посредством направления страховщиком оферты и ее акцепта страхователем уплатой страховой премии (страховых взносов) путем включения в качестве опции суммы страхового взноса в единый платежный документ, счет на оплату электроэнергии, возможность уплаты страховых взносов через отделения Почты России, Сбербанка России, иных организаций с крупной филиальной сетью, операторов сотовой или стационарной связи, платежные терминалы и т.д., не исключая традиционные способы заключения договоров страхования;
определение размера страховой премии с учетом требований к методике расчета страховых тарифов, в том числе к ее структуре и содержанию, к порядку использования статистических данных, которые вправе установить Банк России;
формирование системы информационного обеспечения, включая данные о заключенных договорах страхования, объектах страхования, уплаченных страховых премиях и страховых взносах, о произошедших страховых случаях и осуществленных страховых выплатах, данные о кадастровой оценке жилых помещений, их площади и типе, необходимые, в частности, для оценки страхового риска и определения страхового тарифа, информацию об оказанной финансовой помощи, определение участников информационного взаимодействия и оператора информационной системы.
Принятие предлагаемого федерального закона позволит построить цивилизованную, доступную и эффективную многоуровневую систему оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия, повысив количество застрахованных жилых помещений граждан и сократив расходы бюджетных средств на ликвидацию последствий пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий" не приведет к необходимости дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Затраты средств федерального бюджета на финансовое обеспечение части возмещения вреда за утраченные в результате чрезвычайных ситуаций жилые помещения в рамках предусмотренных проектом федерального закона программ страхования предлагается осуществлять в пределах предусмотренных на соответствующие цели средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий"
Принятие и реализация представленного федерального закона потребует:
1) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" и постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" в части дифференциации объемов и порядка оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в зависимости от наличия или отсутствия у них на момент чрезвычайной ситуации действующего договора страхования, заключенного в рамках программы страхования с государственной поддержкой;
2) принятия постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся методики проведения экспертизы поврежденного жилого помещения, в том числе порядка признания жилого помещения непригодным для проживания специально создаваемой для этих целей органом государственной власти или организацией субъекта Российской Федерации комиссией с участием представителя страховщика, застраховавшего жилое помещение, методики оценки ущерба, определения размера страхового возмещения, исходя из средней стоимости восстановления одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации и иных факторов, а также оснований для отказа в осуществлении страховой выплаты, определения порядка обмена информацией и взаимодействия участников системы защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования.
Необходимость принятия указанных нормативных правовых актов обусловлена предусмотренными проектом федерального закона изменениями, в том числе установлением зависимости объемов и порядка оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, от наличия или отсутствия у них на момент чрезвычайной ситуации действующего договора страхования, заключенного в рамках программы страхования с государственной поддержкой, а также наделением Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению методики проведения экспертизы поврежденного жилого помещения, методики оценки ущерба, определения размера страхового возмещения, а также по определению оснований для отказа в осуществлении страховой выплаты, порядка обмена информацией и взаимодействия участников системы защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования.
Нормативный правовой акт |
Срок подготовки |
Головной исполнитель |
Соисполнители |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" |
По истечении 6 месяцев после принятия проекта федерального закона во втором чтении |
Минфин России |
МЧС России, Минстрой России, Минэкономразвития России |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики проведения экспертизы поврежденного жилого помещения, методики оценки ущерба, определения размера страхового возмещения, а также оснований для отказа в осуществлении страховой выплаты" |
По истечении 6 месяцев после принятия проекта федерального закона во втором чтении |
Минстрой России |
Минфин России, МЧС России, Минэкономразвития России |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка обмена информацией и взаимодействия участников системы защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования" |
По истечении 6 месяцев после принятия проекта федерального закона во втором чтении |
Минкомсвязь России |
Минфин России, МЧС России, Минстрой России, Минэкономразвития России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.