Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 561321-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы И.А. Ананских, И.И. Гильмутдиновым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В подпункте "в" пункта 1 проекта федерального закона (далее - законопроекта) предусматривается дополнить статью 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) пунктом 10.1, содержащим определение понятия "программа развития вида спорта". При этом под такой программой понимается программа, разрабатываемая общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта и утверждаемая в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Полагаем, что проектируемая норма нуждается в соотнесении с положениями пункта 5 части 3 статьи 16 Федерального закона N 329-ФЗ, согласно которой общероссийские спортивные федерации обязаны разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития соответствующего вида спорта в порядке, установленном этим органом.
В подпункте "д" пункта 1 законопроекта целесообразно указать, что целевая комплексная программа подготовки спортсменов к Олимпийским играм, Паралимпийским играм, Сурдлимпийским играм является составной частью программы развития вида спорта в том случае, если соответствующий вид спорта включен в программу указанных игр.
В подпункте "а" пункта 2 законопроекта пункт 2 статьи 6 Федерального закона N 329-ФЗ, устанавливающей полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта, дополняется положением о том, что общероссийским спортивным федерациям предоставляется государственная поддержка. В целях соблюдения требований определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм полагаем необходимым определить формы такой поддержки. Аналогичное замечание относится также к проектируемым законопроектом пунктам 4.3 и 4.4 части 1 статьи 8 Федерального закона N 329-ФЗ.
С учетом статуса и целей создания общероссийских и региональных спортивных федераций полагаем, что положения законопроекта об их государственной поддержке нуждаются в соотнесении нормами статей 31 и 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", предусматривающими оказание государственной поддержки некоммерческим организациям, осуществляющим в том числе деятельность в области пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности.
В подпункте "б" пункта 2 законопроекта предлагается установить полномочие Российской Федерации в области физической культуры и спорта по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации (проектируемый пункт 2.2 статьи 6 Федерального закона N 329-ФЗ). Учитывая, что согласно пункту 15.2 статьи 2 Федерального закона N 329-ФЗ под спортивным резервом понимаются лица, проходящие спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, а спортивная подготовка осуществляется физкультурно-спортивными организациями (часть 1 статьи 34.1 Федерального закона N 329-ФЗ), полагаем, что новое полномочие Российской Федерации следует сформулировать как "обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации" (по аналогии с соответствующим полномочием субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, см. подпункт "в" пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона N 329-ФЗ).
В отношении предлагаемой законопроектом (пункт "в" пункта 2) редакции пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 329-ФЗ обращаем внимание, что организация и проведение межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных мероприятий по соответствующим видам спорта относится к полномочиям общероссийских спортивных федераций (пункт 9 части 1 статьи 16).
В подпункте "а" пункта 3 законопроекта устанавливается полномочие субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта по участию в подготовке программ развития видов спорта в части включения в них мероприятий по развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, массового спорта, спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации. Однако порядок такого участия субъектов Российской Федерации в подготовке указанных программ законопроектом не определяется. В частности, неясно, подлежат ли программы развития видов спорта до их утверждения согласованию с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь же часть 1 статьи 8 Федерального закона N 329-ФЗ дополняется пунктом 4.5, устанавливающим полномочие субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации. Между тем соответствующее полномочие субъектов Российской Федерации уже предусмотрено в подпункте "в" пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона N 329-ФЗ.
Требуют, на наш взгляд, дополнительного обсуждения положения подпункта "а" пункта 6 законопроекта в части устанавливаемого срока (четыре года), в течение которого общероссийские спортивные федерации могут не выполнять свои обязанности без приостановления действия их государственной аккредитации.
В пункте 9 проекта федерального закона предлагается в части 7 статьи 22 Федерального закона N 329-ФЗ наделить полномочиями по присвоению квалификационных категорий спортивных судей и спортивных разрядов также органы местного самоуправления или уполномоченные органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления организации. Однако соответствующих изменений в пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 329-ФЗ, устанавливающий полномочия субъектов Российской Федерации по присвоению спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей, и в статью 9, устанавливающую полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, законопроектом не вносится.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.