Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 698895-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Для миллионов работников бюджетной сферы единственным решением жилищного вопроса в условиях рыночной экономики является бесплатная приватизация уже занимаемых ими служебных жилых помещений.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Общая площадь служебных жилых помещений по Российской Федерации за 2011-2012 гг.
тыс. кв. метров | ||||||
|
2011 |
2012 |
||||
всего |
городские поселения |
сельские поселения |
всего |
городские поселения |
сельские поселения |
|
Общая площадь служебных жилых помещений |
3398 |
2189,4 |
1208,6 |
3253,5 |
2162,4 |
1091,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
в жилых домах (индивидуально-определенных зданиях) |
26,2 |
10,5 |
15,7 |
31,3 |
17,7 |
13,6 |
в многоквартирных домах |
2255,7 |
1384,1 |
871,6 |
2273,1 |
1443,7 |
829,4 |
Для многих семей работников бюджетной сферы служебное жилье является единственным пригодным для постоянного проживания помещением. Однако низкий размер их личных доходов и денежных накоплений не позволяет им самостоятельно приобрести или арендовать квартиру или индивидуальный жилой дом.
В характеристике проблемы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы отмечается, что в текущих условиях, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа работников бюджетной сферы средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств.
Ограниченность рынка арендуемого жилья, высокая стоимость жилья и его аренды, низкие доходы большей части населения названы в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) основными причинами низкой территориальной мобильности населения Российской Федерации в сравнении с другими странами.
Именно бесплатная приватизация жилых помещений заложила основы для формирования класса собственников и возникновения рынка аренды частного жилья, стимулирует личное участие граждан в жизни местных сообществ через ТСЖ.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Однако в части второй указанной статьи содержится норма, согласно которой собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Никаких специальных требований к гражданину, претендующему на приватизацию занимаемого им служебного жилья, в законодательстве не предусмотрено.
Однако в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2015 года признаются утратившими силу положения Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающие возможность приватизации служебных жилых помещений.
Представляется, что граждане, трудящиеся в интересах общества, заслуживают право на предоставление жилого помещения в собственность в первоочередном порядке.
При этом ни одна конкретная дата окончания срока приватизации жилых помещений не сможет удовлетворить интересы всех потенциальных собственников.
Также нецелесообразно ставить возможность приватизации в зависимость от позиции собственников жилищного фонда, уполномоченных ими органов государственной власти, органов местного самоуправления или соответствующих предприятий.
Законопроектом предлагается установить право на приватизацию служебных жилых помещений для девяти категорий работников бюджетной сферы:
1) педагогические работники и научные работники государственных, муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
2) научные работники и специалисты государственных научных организаций и государственных академий наук;
3) медицинские работники медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;
4) работники государственных и муниципальных учреждений социальной защиты населения и социального обслуживания;
5) работники государственных и муниципальных организаций культуры;
6) работники государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организаций;
7) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
8) лица рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы;
9) работники организаций федеральной почтовой связи.
В статье 1 законопроекта предусмотрено, что право на приватизацию служебного жилья смогут реализовать только добросовестные работники, никогда не привлекавшиеся к материальной и дисциплинарной ответственности, а также к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общие условия приватизации служебных жилых помещений определены по аналогии с действующими положениями Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Принятие данного федерального закона позволит многим работникам бюджетной сферы, занимающим служебные жилые помещения, безупречно отработавших (прослуживших) как минимум десять лет, решить жилищный вопрос для себя и своей семьи.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.