Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью первой статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев).
По истечении указанного срока дело об административном правонарушении подлежит прекращению.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что сроки привлечения к административной ответственности, установленные законодателем, не обеспечивают соблюдение принципа неотвратимости ответственности по делам об административных правонарушениях.
Ежегодно в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности правоприменительными органами прекращаются дела об административных правонарушениях в отношении десятков тысяч правонарушителей.
Причины несвоевременного рассмотрения дел об административных правонарушениях различны. Зачастую проблема заключается в злоупотреблении своими процессуальными правами лицами, привлекаемыми к административной ответственности: заведомо зная о возбуждении административного производства, указанное лицо умышленно не получает повестки о дате, времени и месте рассмотрения дела, препятствуя надлежащему уведомлению его о разбирательстве по делу. Нередко лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо его представитель заявляют ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью, занятостью в другом процессе и т.п.
В результате должностное лицо либо судья вынуждены неоднократно откладывать рассмотрение дела в целях обеспечения гарантированного лицу, привлекаемому к административной ответственности, права лично присутствовать при его рассмотрении. По истечении срока давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Согласно части первой.1 статьи 30.5 КоАП РФ жалоба на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу. В такой же срок в соответствии с положениями статьи 30.10 КоАП РФ рассматривается протест прокурора.
В силу части третьей статьи 30.16 КоАП РФ решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
В результате при пересмотре постановлений по делу об административном правонарушении в большинстве случаев срок привлечения лица к административной ответственности истекает к моменту рассмотрения дела вышестоящим судом.
При этом Верховный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что, как следует из системного толкования части первой статьи 4.5 КоАП РФ, пункта 6 части первой статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении. Вопросы виновности лица в совершении административного правонарушения за пределами сроков давности обсуждению не подлежат.
Таким образом, установленные действующим КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не позволяют в полной мере защитить охраняемые законом права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства, а также не способствуют предупреждению административных правонарушений.
В этой связи предлагается увеличить общий срок давности привлечения к административной ответственности до шести месяцев.
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении допускается возможность вынесения решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В то же время указание на право принесения прокурором протеста на постановление по делу об административном правонарушении в связи с мягкостью назначенного наказания в КоАП РФ отсутствует.
С учетом этого в статью 30.7 КоАП РФ предлагается внести изменения, отражающие полномочия прокурора, обеспечивающего защиту публичных интересов в административном процессе, в том числе предусматривающие возможность принесения им протеста на мягкость примененного административного наказания.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.