Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 704460-6 "О внесении изменений в статью 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и раздел III приложения к Федеральному закону "О ветеранах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях распространения статуса ветеранов боевых действий на военнослужащих, выполнявших задачи по охране и обороне воздушных рубежей Сирии в период с января 1983 по октябрь 1984 годов.
Военное сотрудничество между СССР и Сирийской Арабской Республикой осуществлялось в рамках договора о дружбе и сотрудничестве, подписанного в Москве 8 октября 1980 года.
Советские и сирийские руководители заявили тогда о своей решимости неуклонно развивать и укреплять взаимодействие между обоими государствами и народами в политической, экономической, военной, научно-технической, культурной и других областях на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета, национальной независимости и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга.
Во второй половине 1982 года человечество стояло на грани третьей мировой войны, причиной которой мог послужить арабо-израильский конфликт.
Сирийцы, исторически являющиеся соседями и союзниками ливанского народа, вступили в вооруженное противостояние с частями израильской армии, вошедшими на территорию Южного и Центрального Ливана.
Неправомерные действия израильтян были осуждены мировым сообществом. В резолюции Совета Безопасности 517 от 4 августа 1982 года содержалось требование о немедленном выводе израильских войск из Ливана.
Однако израильских политиков такой вариант не устроил. Они намеревались вынудить ливанское правительство принять выгодные Израилю условия мирного договора.
В сложившейся обстановке в Москву прибыла сирийская делегация во главе с президентом Хафезом Асадом. Главным итогом переговоров сирийцев с советским руководством было решение о вводе советских войск в Сирию.
В соответствии с директивой Министерства обороны СССР от 25.11.1982 N 312/4/00836, во исполнение постановления Совета Министров СССР от 28.09.1982 N 897-246, на базе Московского округа ПВО (г. Переславль-Залесский в/ч 21036, г. Тула в/ч 71629), Одесского и Закавказского военных округов были сформированы два зенитных ракетных полка С-200В.
Всего в Сирию были направлены около шести тысяч советских военнослужащих.
В январе 1983 года полки были развернуты в боевой порядок по штату военного времени и приступили к выполнению боевой задачи по охране и обороне воздушных рубежей Сирийской Арабской Республики. В зону поражения полков вошли: Сирия, Ливан, Израиль, Турция, Ирак, Иордания и акватория Средиземного моря.
В период с января 1983 года по октябрь 1984, во взаимодействии с силами и средствами ПВО Сирии в обстановке военного положения в стране и смертельной опасности, полки принимали активное участие в отражении ударов авиации Израиля по войскам Сирии, расположенными в долине Бекаа и в Ливане.
За выполнение задания правительства особой важности, мужество и героизм десятки солдат и офицеров были награждены орденами "Боевого Красного Знамени", "Красной Звезды" и медалями "За Боевые Заслуги", а также награждены орденами и медалями Сирийской Арабской Республики.
После возвращения полков на Родину их расформировали, а в личных делах офицеров записали "в 1983 - 1984 годах проходили службу в Московском округе ПВО".
Несмотря на то, что ветеранские организации 220 и 231 зенитно-ракетных полков неоднократно пытались добиться правовых гарантий социальной защиты для участников сирийских событий тридцатилетней давности, по-прежнему не принят ни один нормативный правовой акт в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Следует отметить, что советские военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в Сирии в июне 1967 года, марте - июле 1970 года, сентябре - ноябре 1972 года и октябре 1973 года, официально признаны ветеранами боевых действий.
В феврале 2012 года Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров направил приветственное письмо участникам и гостям Всероссийского съезда ветеранов - военнослужащих, проходивших службу в Сирийской Арабской Республике.
В письме отмечается, что размещение советских зенитно-ракетных полков ПВО на территории Сирии способствовало стабилизации ситуации на Ближнем Востоке, предотвратило эскалацию конфликта в регионе.
Представители сирийского дипломатического корпуса и вооруженных сил Сирии также дали высокую оценку интернациональной службе ветеранов 220 и 231 зенитно-ракетных полков и вручили им памятные медали.
24 февраля 2012 года по инициативе межрегионального общественного объединения "Союз Ветеранов Сирии" представители переславль-залесской городской администрации и чрезвычайный посол Сирии в Российской Федерации Рияд Мухаммад Хаддад установили побратимские связи между российским городом Переславль-Залесский и сирийским городом Хомс, обменявшись символическими ключами от городов.
В настоящее время ветераны - военнослужащие, проходившие службу в Сирийской Арабской Республике, полностью поддерживают внешнюю политику России в отношении сирийского кризиса.
Проектом федерального закона предполагается дополнить позицию о боевых действиях в Сирии раздела III приложения к Федеральному закону "О ветеранах" абзацем о событиях, произошедших с января 1983 по октябрь 1984 годов.
Законопроектом также предлагается в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и прапорщикам засчитывать на льготных условиях один месяц службы в составе 220 и 231 зенитных ракетных полков в Сирии за три месяца, что вызвано необходимостью дополнительного поощрения ветеранов за достижение высоких результатов при выполнении боевых задач и несение службы в местности с неблагоприятными климатическими условиями.
Предполагаемые расходы федерального бюджета на эти цели в 2016 году составят 46,5 млн рублей.
Принятие данного федерального закона позволит восстановить историческую справедливость и установить правовые гарантии социальной защиты участникам боевых действий на территории Сирии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.