Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 558833-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об установлении ответственности за оставление детей без присмотра гражданами с детьми на железнодорожных путях и пассажирских платформах),
внесенный Курганской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за оставление детей без присмотра гражданами с детьми на железнодорожных путях и пассажирских платформах в виде наложения административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
Необходимо отметить, что в настоящее время за оставление детей без присмотра, в том числе на железнодорожных путях и пассажирских платформах, установлена административная и уголовная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Согласно статье 125 Уголовного кодекса Российской Федерации заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Таким образом, данный вопрос на законодательном уровне урегулирован, и дополнительного правового уточнения, по мнению Комитета, в обозначенной сфере не требуется.
Кроме того, необходимо отметить, что предложенные законопроектом изменения устанавливают фиксированный размер административного штрафа для граждан - в размере двух тысяч пятисот рублей. Комитет полагает, что в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности установление в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов является не вполне обоснованным.
Следует отметить, что данная законодательная инициатива была предметом рассмотрения Советом законодателей Российской Федерации (N 6-74), по результатам рассмотрения которого субъекту права законодательной инициативы было рекомендовано не вносить законопроект в Государственную Думу (по основаниям, изложенным в Заключении Комиссии Совета законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства).
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе представленный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "6" ноября 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.