Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 98039544-2 "О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России" определяет права, обязанности и ответственность депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, предусматривает основные правовые гарантии при осуществлении им парламентских полномочий в рамках Союза Беларуси и России.
Следует отметить, что данный Федеральный закон, по мнению его авторов, был подготовлен в соответствии с проектом закона Союза Беларуси и России, принятом в качестве законодательной рекомендации Союза II сессией Парламентского Собрания Союза 4 ноября 1997 года. Однако названный проект закона так и не был принят.
В 1997 году состоялось подписание договора "Об объединении Белоруссии и России". Из этого договора следует, что при сохранении суверенитета партнеров создается наднациональный орган, и новому союзу придается характер субъекта международного права.
Российско-белорусское сотрудничество развивалось в условиях формирования Союзного государства. Следующий этап взаимоотношений России и Беларуси в формате Союзного государства был положен заключением Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года (ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 года N 25-ФЗ). Договор о его создании и программа действий по реализации положений Договора от 8 декабря 1999 года и определяют основные направления и ступени интеграции, включая завершение создания единого таможенного и экономического пространства, объединение энергетических, транспортных систем, интенсификацию сотрудничества в сферах внешней политики, обороны и безопасности.
Статьями 38 и 39 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства предусмотрено создание Парламента Союзного государства. Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства.
Глава II Договора от 8 декабря 1999 года "Парламент Союзного Государства" определяет правовое положение Союзного Парламента, его полномочия, а также статус депутата Парламента. Парламент состоит из двух палат - Палаты Союза и Палаты Представителей. Следует отметить, что согласно статье 41 Договора каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
Как уже было указано, Союзному государству придается характер субъекта международного права, и формируемые им органы являются наднациональными. В этой связи обращаем внимание, что согласно статье 17 Договора установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, а также формирование органов Союзного государства относится к исключительному ведению Союзного государства.
Таким образом, правовое положение Парламента Союзного Государства и, в частности, депутата Парламента, включая определение его прав, обязанностей и ответственности относится к исключительной компетенции Союзного Государства.
Рассматриваемый Федеральный закон был принят Государственной Думой 19 мая 1999 года и отклонен Советом Федерации 9 июня 1999 года.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает нецелесообразным дальнейшее рассмотрение Федерального закона "О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России" и в соответствии с пунктом "а" статьи 127 Регламента Государственной Думы предлагает Государственной Думе снять указанный Федеральный закон с дальнейшего рассмотрения в связи с отклонением его Советом Федерации.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.