Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 600511-6 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 600511-6 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - Законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установив требования к рыболовству в открытом море, осуществляемому с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также административную ответственность за нарушение таких требований.
Необходимость указанных изменений обусловлена следующим.
В настоящее время Российская Федерация является участницей ряда международных конвенций, ставящих своей целью сохранение и оптимальное использование рыбных ресурсов странами-участниками (Конвенция "О будущем многостороннем сотрудничестве в области рыболовства в северо-западной части Атлантического океана (НАФО)" от 21 октября 1977 года, Конвенция "О рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК)" от 18 ноября 1980 года; Конвенция "О сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ)" от 20 мая 1980 года и др.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названной Конвенции "О будущем многостороннем сотрудничестве в области рыболовства в северо-западной части Атлантического океана (НАФО)" следует читать как "24 октября 1978 г."
В рамках указанных конвенций устанавливаются меры регулирования (виды ресурсов рыболовства, квоты, ограничения по орудиям добычи (вылова), районам промысла и приловам) обязательные для всех судов, которые осуществляют добычу (вылов) водных биоресурсов в районах действия соответствующей Конвенции.
При этом государство флага судна должно применять к нарушителю мер регулирования санкции, соизмеримые со степенью тяжести совершенного противоправного действия.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует механизм, позволяющий в полной мере исполнить соответствующие международные обязательства Российской Федерации.
В целях устранения существующего пробела в законодательстве Российской Федерации законопроектом предлагается внести изменения в Закон о рыболовстве, предусмотрев, что промышленное рыболовство с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации в открытом море, осуществляется в соответствии с особенностями рыболовства, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
При этом в Законе о рыболовстве предлагается заменить не имеющее определения в российском законодательстве понятие "открытое водное пространство вне пределов российской Федерации" понятием "открытое море", что соответствует терминологии, применяемой Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, Конвенции об открытом море 1958 года, стороной которых является Российская Федерация.
Таким образом, законопроект направлен на совершенствование законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Статья 8.17 КоАП в редакции законопроекта, в свою очередь, предусматривает ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, в том числе в открытом море.
Необходимость введения в КоАП положений об ответственности за нарушение вновь устанавливаемых требований законодательства очевидна. Вместе с тем в редакции законопроекта, по мнению Комитета, реализация предлагаемых норм прогнозируемо приведет к проблемам в правоприменительной практике, так как часть 4 статьи 19 Закона о рыболовстве предусматривает определение Правительством Российской Федерации не правил рыболовства в открытом море, а особенностей рыболовства.
Несоответствие норм о регулировании рыболовства в открытом море в КоАП и Законе о рыболовстве создает предпосылки к невозможности применения мер ответственности к лицу, нарушившему такие нормы.
Также следует отметить, что для целей законопроекта предлагается изменить наименование статьи 8.17 КоАП, ограничив ее содержание только нарушением правил. Вместе с тем часть первая рассматриваемой статьи предусматривает ответственность, в том числе за нарушение условий лицензий на водопользование, условий договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование и др.
Таким образом, законопроект нуждается в устранении внутренних противоречий.
Законопроектом также предлагается внести изменения в статью 43.2 Закона о рыболовстве в части установления особенностей осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части охраны морских биологических ресурсов.
Так, согласно части 3 статьи 43.2 Закона о рыболовстве в редакции законопроекта к отношениям, связанным с федеральным государственным надзором в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части охраны морских биологических ресурсов, не применяются нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о контроле (надзоре)).
По мнению Комитета, указанные положения относятся к предмету регулирования Закона о контроле (надзоре) и должны быть предусмотрены в статье 1 указанного закона, содержащей исчерпывающий перечень видов государственного контроля (надзора), при осуществлении которых положения Закона о контроле (надзоре) не применяются.
Также следует отметить, что законопроектом предлагается к введению терминология, не используемая в настоящее время в Законе о рыболовстве: "морские биологические ресурсы" и "охрана морских биологических ресурсов".
Понятие "государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов" применяется в Федеральном законе от 03 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", согласно статье 12 которого органы федеральной службы безопасности обязаны осуществлять в пределах своих полномочий меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, в том числе меры по контролю за судами, осуществляющими рыболовство в отношении трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в открытом море, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.
По мнению Комитета, в случае введения в Закон о рыболовстве понятия "морские биологические ресурсы" необходимо предусмотреть его определение в статье 1 Закона о рыболовстве, соотнести с понятием "водные биологические ресурсы", а также рассмотреть целесообразность установления специфики регулирования правоотношений, связанных с использованием такого ресурса.
Более того необходимо дополнительно проработать вопрос о введении понятия "охрана морских биологических ресурсов", так как согласно статье 1 Закона о рыболовстве охрана относится к понятию сохранение водных биоресурсов (поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания).
Вместе с тем Комитет отмечает, что замечания, изложенные в настоящем заключении, не влияют на общую положительную оценку законопроекта и могут быть устранены при его подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Государственно-правовое Управление Президента Российской Федерации считает возможным принять законопроект в первом чтении при условии устранения имеющихся замечаний до рассмотрения законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет в целом поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.