Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 105976-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Поскольку законопроектом вносятся изменения в пункт 2 статьи 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон), соответствующие изменения следует внести и в пункт 3 статьи 7 Федерального закона (необходимо дать ссылку также на пункт 2 предлагаемой статьи 213.3 Федерального закона).
В абзаце первом предлагаемого пункта 17 статьи 20.6 и абзаце втором пункта 4 предлагаемой статьи 213.9 Федерального закона необходимо уточнить, получает ли финансовый управляющий проценты от размера удовлетворенных требований кредиторов в случае частичного исполнения гражданином утвержденного плана реструктуризации его долгов. Если он получает такие проценты, тогда в абзаце втором указанного пункта 17, как представляется, следует уточнить, что процент от денежных средств, поступивших в результате взыскания дебиторской задолженности и применения последствий недействительности сделок, финансовый управляющий получает только в отношении тех денежных средств, которые поступили после введения процедуры реализации имущества гражданина. Также положения пункта 17 статьи 20.6 и пункта 4 предлагаемой статьи 213.9 нуждаются во взаимном согласовании по вопросу о том, за счет каких средств осуществляется выплата процентов финансовому управляющему. Кроме того, в абзаце первом пункта 17 статьи 20.6 следует указать также арбитражный суд, поскольку дела о банкротстве граждан - индивидуальных предпринимателей рассматриваются арбитражными судами.
В предлагаемой редакции пункта 4 статьи 21 Федерального закона говорится о возможности слияния двух или более саморегулируемых организаций, в связи с чем необходимо уточнить правовые последствия для создаваемой в результате такого слияния организации, в частности, должна ли она автоматически вносится в реестр саморегулируемых организаций без проведения стандартных процедур по проверке ее соответствия установленным требованиям. Если такая проверка требуется и включение создаваемой организации в реестр не является безусловным, то говорить о возможности слияния саморегулируемых организаций вряд ли обоснованно, поскольку участвующие в слиянии организации прекращают свое действие и исключаются из реестра саморегулируемых организаций.
Предлагаемые проектом положения о порядке банкротства граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (предлагаемый параграф 1.1 главы 10 Федерального закона) требуют внесения соответствующих изменений в положения пункта 3 статьи 48 Федерального закона, устанавливающие перечень определений, которые могут быть вынесены по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом (см. предлагаемую статью 213.6 Федерального закона).
По тем же основаниям требуется внесение изменений в статьи 50-56, Федерального закона, поскольку предусмотренные в них положения не применимы при банкротстве граждан (см. предлагаемые статьи 213.17, 213.19, пункт 5 статьи 213.22, статьи 213.23 и 213.24 Федерального закона, статью 71 Федерального закона). В связи с этим некорректными представляются предлагаемые проектом изменения в статьях 50, 51, 56 Федерального закона, имеющие целью распространить положения данных статей и на случаи банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В положениях статьи 9 законопроекта изменяется состав сведений, содержащихся в кредитной истории, состав источников формирования кредитной истории, предусматриваются положения о взаимодействии Центрального каталога кредитных историй с финансовыми управляющими, что необходимо согласовать с положениями статьи 2 и пункта 1.1 статьи 3 Федерального закона "О кредитных историях", определяющими сферу применения данного Федерального закона и понятие "запись кредитной истории".
Вместе с тем предлагаемые изменения в частях 7 и 8 статьи 13 Федерального закона "О кредитных историях" о взаимодействии Центрального каталога кредитных историй с финансовыми управляющими требуют внесения соответствующих изменений в положения частей 2 и 6 данной статьи.
В предлагаемом подпункте "г" пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона "О кредитных историях" следует учесть, что "сведения о неправомерных действиях физического лица при несостоятельности (банкротстве)" не вносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (см. статью 213.7 Федерального закона). Кроме того, полагаем, что такие сведения, а также "сведения о преднамеренном или фиктивном банкротстве" не относятся к "сведениям о процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) физического лица.
Предлагаемое в пункте 5 статьи 9 дополнение дублирует действующее положение части 14 статьи 6 Федерального закона.
В целях соблюдения принципов определенности и непротиворечивости законодательных норм полагаем необходимым уточнить содержание абзаца седьмого пункта 3 проектируемой статьи 213.6 Федерального закона, а именно уточнить правовой смысл формулировок "планируемые поступления", "непродолжительное время". Аналогичное замечание относится к формулировке "злостное уклонение" (абзац четвертый пункта 4 проектируемой статьи 213.28 Федерального закона).
Статьей 8 законопроекта предлагается дополнить Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) статьей 289.1, предусматривающей право должника-гражданина на обращение в суд с заявлением о признании его банкротом, что не соответствует положению части 1 проектируемой статьи 213.4 Федерального закона, обязующей должника-гражданина подать в суд заявление о признании его банкротом при определенных условиях. Кроме того, необходимо в проектируемых статьях 289.1 ГПК РФ и 213.3 Федерального закона согласовать наименования лиц, имеющих право обратиться с заявлением о признании гражданина банкротом.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.