Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 710276-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в части уточнения периода определения величины прожиточного минимума"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в части уточнения периода определения величины прожиточного минимума" устанавливает особый случай и порядок пересчета суммы прожиточного минимума.
Действующая редакция статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определяет, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Тем не менее, в связи с ослаблением курса рубля, набирающей обороты инфляцией, величина прожиточного минимума, определенная Постановлением Правительства РФ от 05.12.2014 N 1321 на III квартал 2014 года и равная 8086 рублям в месяц на душу населения, фактически стала не соответствующей действительности.
Одновременно с этим действующее законодательство предусматривает прямую зависимость, при которой прожиточный минимум, являющийся стоимостной оценкой потребительской корзины, должен соответствовать реальной стоимости товаров на рынке.
Сформированная и утвержденная Федеральным законом от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" потребительская корзина, ее состав не соответствуют действующему на данный момент размеру прожиточного минимума.
В результате различных надзорных мероприятий, проводимых как со стороны Федеральной антимонопольной службы, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и других органов, были выявлены темпы роста цен продовольственных товаров, достигающие в отдельных случаях от десяти до ста пятидесяти процентов.
В свете вышеуказанных обстоятельств наиболее незащищенные слои населения оказались в критическом положении, при котором у граждан не хватает денежных средств на товары первой необходимости.
Таким образом, учитывая критические негативные изменения в отдельных сегментах продовольственных товаров, законопроектом предлагается определять величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации ежемесячно в случае превышения предельных розничных цен по трем или более позициям продуктов питания, включенных в состав потребительской корзины, реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации более чем в два раза от 1/12 установленного индекса потребительских цен на продукты питания в течение 30 дней.
Таким образом, показатели как прожиточного минимума, так и потребительской корзины в нынешних условиях будут актуализироваться ежемесячно, что позволит реально оценивать покупательскую способность населения и, что самое главное, необходимый уровень социальной поддержки со стороны государства.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"в части уточнения периода определения величины прожиточного минимума"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"в части уточнения периода определения величины прожиточного минимума" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"в части уточнения периода определения величины прожиточного минимума"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в части уточнения периода определения величины прожиточного минимума" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.