Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 555159-6 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения перечня оснований досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации)",
внесенный Законодательным Собранием Калужской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 555159-6 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения перечня оснований досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации), внесенный Законодательным Собранием Калужской области, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в статью 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) изменение, дополнив ее новым пунктом 5.1 следующего содержания: "Депутат, в отношении которого политической партией принято решение о прекращении его членства в данной партии в порядке, предусмотренном уставом партии (исключенный из партии), досрочно прекращает свои депутатские полномочия".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 5.1" следует читать "пунктом 1.5"
Предлагаемая норма, по мнению авторов законопроекта, будет стимулировать депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации более ответственно, взвешенно и продумано подходить к своим публичным высказываниям, выражению своих политических взглядов, участию в политических акциях и иной политической деятельности, преследующей четко выраженные политические цели и лозунги.
В этой связи Комитет отмечает, что данный вопрос был подробно рассмотрен Конституционным судом Российской Федерации, правовая позиция которого выражена в Постановлении от 28 февраля 2012 года N 4-П.
Указанная позиция заключается в том, что независимость депутата предполагает его свободу от чьих бы то ни было указаний, возможность беспрепятственного осуществления полномочий, недопустимость неправомерного вмешательства в его деятельность, свободу от различных форм группового давления - партийного, корпоративного, регионального, местнического и т.п. Депутат наделяется независимостью для того, чтобы он мог адекватно выполнять политическую волю избравшего его народа. При этом принципиально важной является взаимосвязь депутата и граждан, интересы которых он представляет, опосредуемая деятельностью политических партий, что, однако, не может означать подчинение депутата той политической партии, по списку которой он был избран, как организации, имеющей собственные (групповые) интересы, - подобная юридическая конструкция (принцип так называемого императивного мандата) не соответствовала бы конституционному определению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации как представляющего интересы всех граждан, проживающих в данном субъекте Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации также указал на то, что "при формировании списка кандидатов в депутаты политическая партия должна действовать ответственно и учитывать, что включение в него конкретных лиц влечет возникновение определенных правоотношений с участием этих лиц, в том числе обусловленных их вхождением в качестве депутатов во фракцию данной политической партии. Кроме того, поскольку результаты выборов определяет исключительно голосование избирателей, ни сама политическая партия, ни тем более ее фракция в парламенте не вправе по своему усмотрению менять его итоги, принимая в дальнейшем в отношении лиц, избранных депутатами по списку кандидатов, выдвинутому данной политической партией, решения, последствием которых будет прекращение депутатских полномочий, - иное было бы несовместимо с принципом народовластия и конституционно-правовой природой активного и пассивного избирательного права".
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов, безотносительно к тому, состоят они в партии или нет. Наделение политической партии правом выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами этой партии, способствует, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, реализации избирательных прав граждан (Постановление от 17 ноября 1998 года N 26-П).
В этой связи предлагаемая редакция законопроекта ставит в неравное положение "партийных" и "беспартийных" депутатов, избранных из состава выдвинутого политической партией списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следует также иметь в виду, что действующим законодательством уже введено правоограничение в отношении депутатов, избранных в составе списков, выдвинутых политической партией, с целью воспрепятствовать возможности использования ими депутатской независимости в отступление от условий своего избрания и не допустить произвольного распоряжения депутатским мандатом. Так в соответствии с пунктом 1.1. статьи 12 Федерального закона N 184-ФЗ депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. Соответствующие положения имеют целью исключение возможности перехода депутата в другую фракцию или политическую партию, влекущего изменение послевыборных фракционных соотношений, а значит, и баланса политических сил в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.
В этой связи, отмечая актуальность вопроса повышения роли политических партий в формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока полагает, что в предложенной редакции рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован к принятию Государственной Думой в первом чтении.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.