Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 559819-6 "О внесении изменения в статью 26 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части изменения порядка подачи лесной декларации)",
внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 559819-6 "О внесении изменения в статью 26 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части изменения порядка подачи лесной декларации), внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и отмечает следующее.
Согласно части второй статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Законопроектом предлагается дополнить указанную норму положением о том, что в случае предоставления лесного участка в аренду в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса РФ, лесная декларация подается однократно, не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка, а также не менее чем за 10 дней до начала каждого календарного года, в котором предполагается осуществлять рубку, создание (снос) объектов лесной инфраструктуры, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, рекультивацию земель.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость внесения указанных изменений обосновывается тем, что при предоставлении участка лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых рубка лесных насаждений производится один раз перед началом строительства и эксплуатации объекта и является не основной, а сопутствующей деятельностью. В течение же всего срока эксплуатации объекта (аренды лесного участка) лесные вырубки, как правило, не производятся. В результате недропользователь вынужден ежегодно представлять значительное количество документов (по каждому участку, оформленному в аренду), содержащих не меняющуюся из года в год информацию.
Не оспаривая необходимости оптимизации документооборота при осуществлении использования лесов и необходимости совершенствования правового регулирования в данной сфере, Комитет не может согласиться с предлагаемыми изменениями по следующим основаниям.
Авторами законопроекта не учитывается, что лесная декларация является заявлением об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации). Подача лесной декларации в совокупности с составлением указанного проекта (статья 88 Лесного кодекса Российской Федерации) и предоставлением лесопользователями отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении (статьи 49, 60, 66 Лесного кодекса Российской Федерации) реализуют комплексный подход к освоению лесов, включающий организацию использования лесов, создание и эксплуатацию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Проект освоения лесов составляется на срок до десяти лет и, по сути, является документом долгосрочного лесного планирования применительно к конкретному лесному участку. Лесная декларация призвана служить источником информации о планируемом использовании лесных участков на ближайший год. При этом лица, использующие леса, посредством подачи ежеквартальных отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении, информируют о выполнении своих обязательств в части осуществления лесохозяйственных мероприятий на лесном участке.
Таким образом, ежегодная подача лесной декларации является важным элементом в предусмотренной лесным законодательством системе обеспечения рационального и комплексного освоения лесов.
В целях сокращения бумажного документооборота при использовании лесных участков Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" часть 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, в соответствии с которой предоставляется возможность подачи лесной декларации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2015 года. Таким образом, связанные с подачей лесной декларации материальные и временные затраты лиц, использующих леса, будут минимизированы.
На законопроект поступило заключение Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (поддерживает концепцию законопроекта). Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации не поддерживает законопроект.
С учетом изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 559819-6 "О внесении изменения в статью 26 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части изменения порядка подачи лесной декларации), внесенного Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.