Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 416873-6 "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Закона Российской Федерации "О недрах", внесенному Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Пункт 1 статьи 1 проекта наделяет "органы, уполномоченные на предоставление лицензий на пользование недрами", правом определения существенных условий таких лицензий "применительно к каждому участку недр" (пункт 1 статьи 1 проекта), в то время как подпункт "а" пункта 2 указанной статьи проекта определяет перечень таких условий, нарушение которых может повлечь досрочное прекращение права пользования недрами. Учитывая взаимосвязь проектируемых норм, полагаем, что они нуждаются в соотнесении. Кроме того, обращаем внимание на то, что часть 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) содержит исчерпывающий перечень условий любой лицензии, которые по смыслу части 2 указанной статьи Закона признаются существенными. При этом лицензия может быть дополнена и иными условиями (в том числе, учитывающими "особенности географических и природно-климатических условий, вида пользования недрами и полезного ископаемого"), которые также будут относиться к числу существенных условий.
В связи с проектируемыми в абзацах 4 и 5 подпункта "а" и в подпункте "б" пункта 2 статьи 1 проекта основаниях для досрочного прекращения права пользования недрами следует учесть положения статьи 10 Закона, в соответствии с которыми участок недр может предоставляться как на срок (в том числе до 1 года), так и без ограничения срока (срок действия лицензии на пользование недрами может быть и продлен), а также положения пункта 7 части 1 статьи 12 Закона о согласованном уровне добычи минерального сырья. Кроме того, отмечаем, что досрочно прекратить право пользования недрами по основанию, проектируемому в пункте 3 части 2 статьи 20 Закона, возможно только в случае "систематического одного и того же нарушения" (в действующей редакции указанной нормы прекращение права пользования недрами возможно при систематическом нарушении различных правил пользования недрами). Данное изменение, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обсуждении с учетом обязательности выполнения лицензионных условий.
Обращаем внимание на то, что внесение предлагаемых законопроектом изменений потребует внесения соответствующих изменений в Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1 (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 408-ФЗ).
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.