Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 714829-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) подготовлен в рамках реализации подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".
Целью разработки законопроекта является совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации рядовым и сержантским составом путем внедрения нового порядка проведения отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту.
В настоящее время на законодательном уровне правом отбора граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации наделены только военные комиссариаты. При этом в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, отбор на военную службу по контракту не входит в перечень основных задач военного комиссариата.
До 2012 года недостаточно высокий приоритет задачи отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту был обусловлен отсутствием необходимости наращивания в Вооруженных Силах Российской Федерации численности данной категории военнослужащих. Система отбора в целом не была ориентирована на решение задач по замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, более 450 тыс. воинских должностей рядового и сержантского состава, прапорщиков и мичманов. Количественные параметры комплектования профессионалами воинских должностей младших командиров и специалистов определялись, исходя из необходимости компенсировать недостаток призывного ресурса.
Переход на приоритетное комплектование войск и сил флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, потребовал изменения подходов к отбору кандидатов.
В рамках решения данной задачи в структуре кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации были созданы пункты отбора на военную службу по контракту (далее - пункты отбора), для которых отбор является основным видом деятельности. Целесообразность создания пунктов отбора подтверждается мировым опытом комплектования профессиональных армий.
Начиная с сентября 2012 г., через пункты отбора осуществляется многоуровневый целенаправленный прием граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации.
В результате деятельности пунктов отбора ежемесячно с Министерством обороны Российской Федерации заключают контракты о прохождении военной службы более 6,5 тыс. человек. Набранные темпы приема на военную службу обеспечивают условия для успешного решения задачи по достижению установленной численности солдат, сержантов, матросов и старшин, проходящих военную службу по контракту.
Вместе с тем отсутствие у пунктов отбора ряда закрепленных на законодательном уровне полномочий существенно затрудняет деятельность по отбору кандидатов для поступления на военную службу по контракту и приводит к затягиванию сроков проведения мероприятий отбора.
Обеспечить правовую основу для выполнения пунктами отбора задач по предназначению предлагается путем реализации настоящего законопроекта, основная идея которого состоит в возложении на пункты отбора функций по отбору граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации. При этом порядок проведения мероприятий медицинского освидетельствования и дактилоскопической регистрации граждан, поступающих на военную службу по контракту, предлагается оставить без изменений.
Принимая во внимание, что решение о служебном предназначении кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, должно выноситься с учетом результатов медицинского освидетельствования, проводимого в военных комиссариатах, а также сведений воинского учета, законопроектом предусмотрено полномочия по определению соответствия граждан требованиям военной службы возложить на совместные комиссии пунктов отбора и военных комиссариатов.
Детальное разграничение задач, функций и полномочий пунктов отбора и военных комиссариатов по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, будет проведено путем внесения соответствующих изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, и Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609.
Реализация законопроекта позволит обеспечить требуемые качественные и количественные параметры комплектования войск (сил) военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях прапорщиков, рядового и сержантского состава, и повысит уровень их профессионализма.
Во исполнение Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, проводилось общественное обсуждение законопроекта на официальном сайте regulation.gov.ru в сети Интернет.
За время общественного обсуждения замечания и предложения по законопроекту не поступили.
В соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, законопроект размещался на указанном сайте для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, заключения не поступили.
Замечания Минюста России по законопроекту учтены, коррупциогенных факторов не выявлено.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" потребуется:
а) внесение изменений в:
Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (далее - Положение о порядке прохождения военной службы) в части, касающейся порядка отбора граждан Российской Федерации, не пребывающих на военной службе, и иностранных граждан для поступления в добровольном порядке на военную службу (по контракту) в Вооруженные Силы Российской Федерации;
Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах) в части, касающейся основных задач военных комиссариатов и перечня организаций и органов, с которыми военные комиссариаты взаимодействуют в процессе своей деятельности;
б) принятие (издание):
Положения о пунктах отбора на военную службу по контракту, утверждаемого приказом Министра обороны Российской Федерации;
Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, утверждаемого приказом Министра обороны Российской Федерации.
Головным исполнителем проектов указанных нормативных правовых актов является Минобороны России, соисполнителями в части, касающейся внесения изменений в Положение о порядке прохождения военной службы и Положение о военных комиссариатах, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также Минфин России и Минюст России.
Необходимость внесения изменений в Положение о порядке прохождения военной службы и Положение о военных комиссариатах обусловлена тем, что порядок отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту, права и полномочия по отбору граждан на военную службу по контракту, а также основные задачи военных комиссариатов и порядок их взаимодействия с организациями и органами в ходе проведения отбора установлены данными нормативными правовыми актами без учета возложения на пункты отбора на военную службу по контракту функций и задач по проведению мероприятий отбора.
Подготовка проектов нормативных правовых актов по внесению изменений в указы Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 и от 16 сентября 1999 г. N 1237 будет проведена в сроки, установленные пунктом 8 Порядка подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп.
Проекты приказов Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Положения о пунктах отбора на военную службу по контракту" и "Об утверждении руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту" будут изданы не позднее шести месяцев со дня вступления в силу указов Президента Российской Федерации по внесению изменений в указы Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 и от 16 сентября 1999 г. N 1237, изданными в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.