Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 632833-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" подготовлен в целях уточнения и конкретизации норм Федерального закона "Об электроэнергетике", регламентирующих взаимоотношения потребителей электрической энергии, сетевых организаций и генерирующих компаний в части осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства последних.
В настоящее время в нормативном правовом поле сложилась ситуация, при которой генерирующие компании, осуществляя технологическое присоединение к распределительным устройствам объекта генерации энергопринимающих устройств потребителей, одновременно не имеют возможности компенсировать в полном объеме понесенные затраты на осуществление технологического присоединения. Данная ситуация на практике приводит к отказу от реализации проектов по строительству (реконструкции, модернизации) распределительных устройства электростанций в целях присоединения энергопринимающих устройств потребителей.
Генерирующие компании в соответствии с Федеральным законом осуществляют деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе, по производству электрической, тепловой энергии и мощности, приобретению и продаже электрической энергии и мощности. В соответствии со статьей 26 Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
При этом с 1 января 2011 г. не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Перечисленные нормы законодательства представляются обоснованными и логичными при установлении платы за технологическое присоединение и регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии сетевых организаций. Однако они абсолютно не учитывают ситуацию, при которой технологическое присоединение объектов заявителя осуществляется непосредственно к распределительным устройствам электростанции, которые не осуществляют деятельность по передаче электрической энергии и не имеют соответствующего тарифа.
В итоге генерирующие компании несут некомпенсируемые убытки, что не согласуется с принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики.
Предлагаемые в законопроекте изменения направлены на установление возможности технологического присоединения потребителей к распределительным устройствам объектов генерации электрической энергии через сетевые организации с обязательством последних урегулировать отношения с владельцами распределительных устройств объектов генерации электрической энергии - по принципу "одного окна".
Кроме того, законопроектом предусматривается предоставление регулирующим органам права учитывать в составе платы за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства (распределительным устройствам), входящим в состав объектов по производству электрической и тепловой энергии, расходы на строительство и (или) реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
К положительным последствиям принятия законопроекта можно отнести установление четких и однозначных правил, регламентирующих отношения потребителей электрической энергии, сетевых организаций и генерирующих компаний в части осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства последних и установления экономически обоснованного размера платы.
Учитывая важность и необходимость принятия законодательных норм, устанавливаемых проектом федерального закона, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует принять проект федерального закона N 632833-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Д. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.