Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 612912-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 612912-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы" разработан во исполнение подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 февраля 2013 года N Пр-332 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 31 января 2013 года.
Этим поручением Правительству Российской Федерации было предписано подготовить и внести в установленном порядке предложения по совершенствованию программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, работников муниципальных учреждений; по софинансированию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию указанных программ.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N184-ФЗ), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ).
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом 63 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится участие в обеспечении профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
Согласно пункту 8.1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
Законопроектом предлагается в указанные нормы внести изменения и наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по координации деятельности органов местного самоуправления по организации подготовки кадров для муниципальной службы в период реализации программы развития муниципальной службы субъекта Российской Федерации, а органы местного самоуправления - полномочием по организации подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и муниципальной службе.
Законопроектом предлагается также внести в Федеральный закон N 25-ФЗ изменения, устанавливающие порядок подготовки кадров для муниципальной службы. Предусматривается установить порядок подготовки кадров на основе договора о целевом обучении. При этом одним из условий такого договора является обязательство гражданина по прохождению муниципальной службы в органе местного самоуправления, заключившем с ним такой договор, в течение определенного срока после окончания обучения (указанный срок не может быть более 5 лет и менее срока, в течение которого орган местного самоуправления предоставлял меры социальной поддержки гражданину в соответствии с договором о целевом обучении).
Законопроектом устанавливаются условия самих договоров о целевом обучении и требования, предъявляемые к гражданам в целях их допуска к участию в конкурсе на их заключение. Предлагается заключать договор о целевом обучении только на конкурсной основе в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, установить обязательное опубликование информации о проведении конкурса.
Право участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении предлагается установить для граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации и впервые получающих среднее профессиональное или высшее образование по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Необходимо отметить, что возрастание уровня сложности задач, стоящих перед органами местного самоуправления, увеличение количества делегированных ему государственных полномочий неизбежно повлекло потребность в привлечении на муниципальную службу в органы местного самоуправления новых квалифицированных кадров. Вместе с тем именно на местном, особенно поселенческом уровне, по объективным причинам наиболее остро ощущается недостаток профессионалов.
В 2013 году Всероссийский Совет местного самоуправления (далее - ВСМС) провёл социологическое исследование по теме "Кадровый потенциал органов местного самоуправления". Основным методом сбора информации был опрос посредством анкетирования. Собрано более 2000 материалов из муниципальных образований России. Проведена выборка полученных данных, обработано 667 анкет. Мониторинг и анализ ситуации показал, что в муниципальных образованиях наблюдается дефицит профессиональных кадров органов местного самоуправления. И если количественные показатели более или менее удовлетворительны (практически полностью укомплектован штат сотрудников органов местного самоуправления в муниципальных образованиях), то качественные показатели вызывают серьёзные нарекания. Поэтому уместно говорить о неукоплектованности органов местного самоуправления именно квалифицированными кадрами. По данным ВСМС, только 15% действующих муниципальных служащих получили образование по направлению "государственное и муниципальное управление". В основном должности в аппарате органов местного самоуправления замещают специалисты гуманитарных, социальных и смежных направлений: экономисты (треть от общего числа), юристы, педагоги, социологи, аграрии. Часто среди работников органов местного самоуправления встречаются специалисты, далёкие по своему профессиональному образованию от управленческой сферы. Небольшой, но всё же наличествующий процент - математики, инженеры, специалисты в области естественных наук, военные. Следует отметить, что, по полученным ВСМС данным, треть работников органов местного самоуправления не имеет высшего образования.
Для улучшения ситуации в сфере кадрового обеспечения муниципальных образований следует совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих и должностных лиц, внедрять передовые методики, программы, технологии. Формат обучения может быть самым разнообразным: полноценные образовательные программы, курсы, семинары, тренинги, правовые консультации, стажировки. Важно соблюсти баланс между теоретической (изучение базовых основ и лучших практик муниципального управления) и практической (освоение через сопричастность) частью обучения.
Современная муниципальная служба должна быть ориентирована на обеспечение прав и законных интересов граждан, на предоставление высококачественных муниципальных услуг, на создание механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и муниципальной службы, противодействие коррупции, повышение престижа муниципальной службы и авторитета служащих.
Реализация предлагаемых законопроектом изменений, по мнению Комитета, позволит повысить уровень профессиональной подготовки кадров органов местного самоуправления, будет способствовать привлечению к работе в органах местного самоуправления высококвалифицированных специалистов, что в свою очередь позитивно повлияет на качество решения вопросов местного значения, предоставления населению муниципальных услуг и, как следствие этого, на социально-экономическое положение муниципальных образований.
Учитывая изложенное выше, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении принять проект федерального закона N 612912-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.