Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 228777-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает следующее.
Законопроектом предлагается заменить в законодательных актах Российской Федерации понятие "пенсия по старости" на понятие "пенсия по возрасту".
Следует отметить, что название "пенсия по старости" является уже исторически сложившимся термином, использовалось как в ранее действовавшем пенсионном законодательстве СССР, так и в законодательстве Российской Федерации, и совершенно обоснованно сохранено во вступающем в силу с 1 января 2015 года Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон).
Так в соответствии со статьей 6 Федерального закона устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности и страховая пенсия по случаю потери кормильца.
В системе обязательного пенсионного страхования эти три вида пенсии исчерпывающим образом охватывают все страховые случаи, при наступлении которых возникает объективная необходимость компенсировать посредством назначения пенсии утраченный или сокращенный заработок (доход) вследствие безвозвратного или стойкого ограничения трудоспособности.
При этом наименование каждого из видов пенсии должно содержать указание на связанную с условиями ее назначения особенность, которая отличает данный вид от других. Вместе с тем, указание на возраст не является такой особенностью.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона страховая пенсия по старости устанавливается (при наличии необходимого страхового стажа) мужчинам по достижении возраста 60 лет, женщинам по достижении возраста 55 лет. Статьями 30 и 32 Федерального закона предусмотрено право на досрочную страховую пенсию по старости, которая при определенных условиях может назначаться по достижении 45-50 лет или независимо от возраста.
В случаях отсутствия права на страховую пенсию по старости устанавливается социальная пенсия по старости по достижении возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Таким образом, в действующем законодательстве правоопределяющим фактором является не достижение какого-либо возраста, а наличие других условий: интенсивность трудовой деятельности, занятость на вредных (тяжелых) производствах, климатические и медико-биологические факторы, воздействие которых приводит к снижению или утрате трудоспособности.
Конституционный Суд Российской Федерации, выражая свою правовую позицию по вопросу о значении трудового стажа в общем составе юридических фактов, на основе которых возникают правоотношения по пенсионному обеспечению и реализуется право на пенсию, указал, что правовые основания пенсионного обеспечения - стаж и возраст - не могут рассматриваться как равнозначные, поскольку их роль в механизме реализации гражданами права на трудовую пенсию различна. Трудовой стаж является базовым юридическим фактом, т.е. фактом правонаделительным (таким же, как факт инвалидности или факт потери кормильца), тогда как факт достижения пенсионного возраста выступает в качестве юридически значимой предпосылки, позволяющей реализовать уже имеющееся у гражданина право на трудовую пенсию по старости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 года N 320-О). При таком подходе замена понятия "пенсия по старости" на понятие "пенсия по возрасту" не оправдана.
По мнению авторов законопроекта, название "пенсия по старости" является некорректным и создает у граждан психологический дискомфорт. Вместе с тем, понятие "старость" - это всего лишь юридический термин, обозначающий возрастной рубеж, за пределами которого у большинства людей значительно снижается трудоспособность. Данный термин применяется в документах Международной ассоциации социального обеспечения, Международной организации труда, Совета Европы и соответствует принятым международным стандартам.
Кроме того, переименование "пенсии по старости" в "пенсию по возрасту" может создать правовую неопределенность в отношении условий назначения данного вида пенсии, что, в свою очередь, может явиться основанием для рассмотрения вопроса о необходимости повышения пенсионного возраста.
Следует также отметить, что принятие законопроекта потребует внесения коррелирующих изменений не только в использующие соответствующую терминологию законодательные акты Российской Федерации, но и в подзаконные акты Российской Федерации, а также законы и другие нормативные правовые акты всех субъектов Российской Федерации, что повлечет за собой существенные затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Вместе с тем, весь объем предпринятых действий не приведет к каким-либо изменениям в регулировании отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержатся замечания о необходимости внесения соответствующих изменений более чем в 20 законодательных актов Российской Федерации, а также касающиеся определения источника финансирования расходов, необходимых для реализации законопроекта.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
По итогам рассмотрения Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.