Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 594724-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(о введении государственного регулирования цен на продовольственные товары)
внесен депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, Н.В. Арефьевым, И.И. Никитчуком, К.К. Тайсаевым, В.Н. Паутовым, Н.В. Коломейцевым, А.Ю. Русских, А.А. Андреевым, В.И. Гончаровым, А.А. Пономаревым, Д.Х. Кононенко, Н.И. Васильевым, Д.Г. Новиковым, Ю.В. Афониным, С.П. Мамаевым, В.С. Шурчановым, В.С. Никитиным, В.Н. Федоткиным, М.Ю. Авдеевым, Б.В. Иванюженковым, В.Ф. Рашкиным, С.П. Обуховым, А.В. Корниенко, О.Н. Алимовой
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 594724-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о введении государственного регулирования цен на продовольственные товары), внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, Н.В. Арефьевым и др., и отмечает следующее.
Законопроект внесен с целью обеспечения соблюдения прав и законных интересов потребителей, учета баланса экономических интересов всех субъектов, вступающих в торговые правоотношения, и прежде всего, товаропроизводителей. В качестве основного механизма реализации поставленных целей, законопроектом предлагается осуществлять государственное ценообразование на продукты питания посредством установления предельных размеров торговых надбавок на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Уровень предельных значений торговых наценок для сельскохозяйственных производителей предполагается определить в 45% от себестоимости производства, для переработчиков - 15% от отпускной цены производителя сырья, для предприятий оптовой торговли - 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров, для предприятий розничной торговли - 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров, или оптовой цены, для предприятий общественного питания - 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров, или оптовой цены.
В частности, законопроектом предлагается распространить нормы Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) на отношения, связанные с обеспечением соблюдения прав и законных интересов потребителей, а также на отношения, связанные с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.
Данные предложения не могут быть поддержаны, поскольку указанные выше правоотношения законодательно уже выстроены, регламентируются специальными федеральными законами, имеют выходящий за рамки торговых отношений самостоятельный предмет регулирования и затрагивают иной круг подпадающих под регулирование субъектов. Предлагаемые законопроектом изменения неоправданно сужают действующее правовое регулирование сферы защиты прав потребителей и сферы функционирования розничных рынков.
Пунктом 5 ст. 1 законопроекта дополняется понятийный аппарат Федерального закона N 381-ФЗ терминами "продовольственные товары", "продовольственные товары первой необходимости", "торговая наценка".
Следует отметить, что термин "продовольственные товары" в Федеральном законе N 381-ФЗ (ст. 2) уже определен и сформулирован более точно. Раскрытие этого термина в новой редакции и термина "продовольственные товары первой необходимости" практически не имеют различий, в связи с чем их невозможно идентифицировать. Предлагаемый термин "торговая наценка" сформулирован некорректно и является излишним.
Главной концептуальной новацией законопроекта является предложение о введении государственного и муниципального регулирования цен, устанавливая предельные значения торговых наценок в отношении "отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия".
При этом, статьей 2 законопроекта субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются одним полномочием по определению перечня отдельных видов продовольственных товаров, на которые устанавливаются предельные значения торговых наценок и по установлению уровня предельных значений торговых наценок.
Отмечаем, что данные предложения противоречат ст. 4 Федерального закона N 381-ФЗ, которой не предусматривается применение такого метода государственного регулирования торговой деятельности, как регулирование цен (наценок, надбавок). Более того, пунктом 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что осуществляющие торговую деятельность хозяйствующие субъекты, при организации и осуществлении торговой деятельности самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.
Также следует иметь в виду, что статья 8 Конституции Российской Федерации определяет в качестве основ конституционного строя единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, помимо этого, а в соответствии со статьей 71 (ж) Конституции установление правовых основ ценовой политики находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Таким образом, представляется недопустимым установление в различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях разных значений торговых наценок на продовольственные товары, т.е. установления самостоятельного ценообразования.
Обращаем внимание на то, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не обладают наделяемыми законопроектом полномочиями.
Наделение органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями Российской Федерации допускается при соблюдении требований, установленных соответственно Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, передача указанных полномочий, к примеру, субъектам Российской Федерации, теоретически возможна при разработке самостоятельного закона с указанием объема передаваемых полномочий, прав, обязанностей сторон, возникающих в связи с реализацией такого полномочия, с установлением порядка осуществления контроля за их реализацией и т.д. При этом передача полномочий должна сопровождаться предоставлением регионам необходимых финансовых и материальных средств для их реализации.
Кроме этого, отсутствует механизм реализации законопроекта органами государственной (муниципальной) власти и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство, переработку, оптовую и розничную торговую деятельность, а также не установлены подходы к продвижению импортной продукции. Поэтому обеспечить администрирование предлагаемых новаций не представляется возможным, а государственный контроль (надзор) за исполнением законопроекта на практике не реализуем. Законопроектом не определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и меры ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение предлагаемых требований, без этого предлагаемые нормы являются декларативными.
Представляется также, что в условиях рыночной экономики при наличии на потребительском рынке производств и объектов торговли различного уровня (эконом и премиум класса) неоправданно применять унифицированный механизм ценообразования, поскольку на формирование отпускных, оптовых, розничных цен оказывает влияние не только финансовые факторы (затраты предпринимателя), но и факторы потребительского спроса, покупательной способности граждан-потребителей, уровня обслуживания, места расположения и т.д.
Обращаем внимание, с 1 января 2015 года вступает в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014 г. и ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 03.10.2014 года N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе". Статьей 1 указанного Договора в рамках учреждаемого Евразийского экономического союза устанавливается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Пунктами 81-82 Главы VII определены подходы к введению государственного ценового регулирования на товары и услуги на территориях государств-членов. В частности указывается, что введение государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, осуществляется в исключительных случаях, к которым относятся в том числе чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, соображения национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции. В качестве временной меры государства-члены могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок в порядке, предусмотренном законодательством государств-членов. Общий срок применения предусмотренного настоящим пунктом государственного ценового регулирования по одному виду социально значимого товара на отдельной территории не может превышать 90 календарных дней в течение 1 года. Продление этого срока может осуществляться по согласованию с Комиссией.
Помимо этого, попытка сдерживать рост цен на отдельные продовольственные товары в целях поддержки малообеспеченных граждан также будет не достигнута, поскольку продажа продовольственной продукции по регулируемым ценам будет осуществляться не только малообеспеченным и нуждающимся, а всем обратившимся гражданам-потребителям независимо от их дохода. Представляется, что поддержка нуждающихся граждан должна иметь адресный характер и рассматриваться в рамках реализации социальных проектов.
Учитывая изложенное, проект федерального закона N 594724-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о введении государственного регулирования цен на продовольственные товары) в первом чтении предлагается отклонить.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.