Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 571626-6 "О внесении изменений в статьи 68 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности изменения условий договоров аренды лесных участков),
внесенный Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 571626-6 "О внесении изменений в статьи 68 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности изменения условий договоров аренды лесных участков), внесенный Костромской областной Думой, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 68 "Содержание лесоустройства" Лесного кодекса Российской Федерации новыми частями 1.1 и 1.2, в соответствии с которыми по результатам предусмотренных частью 1 указанной статьи мероприятий лесоустройства (проектирования лесных участков, таксации лесов и др.) устанавливается возможность внесения изменений в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка и проекты освоения лесов, а также возможность изменения договора аренды лесного участка, если выявлено существенное изменение обстоятельств, из которых стороны такого договора исходили при его заключении.
Также законопроектом предлагается взаимосвязанное изменение к части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке необходимость внесения указанных изменений в Лесной кодекс Российской Федерации обоснована сложившейся правоприменительной практикой, в частности, правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении его Президиума от 17 декабря 2013 года N 12157/13 по делу N А28-5083/2012, в соответствии с которой действовавшая до 22 июля 2014 года редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации исключала применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения договора аренды по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон такого договора.
Действительно, недостатки указанной нормы привели к возникновению сотен судебных разбирательств по делам, связанным с оценкой правомерности заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков в случае существенного изменения параметров лесопользования.
В целях устранения указанных недостатков по инициативе депутатов Комитета Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" урегулированы вопросы изменения договоров аренды лесных участков, заключенных по результатам аукционов, как по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора, так и по решению суда.
В соответствии с новой редакцией части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса
Новой частью 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, проблемы, на решение которых направлен рассматриваемый законопроект, в настоящее время комплексно урегулированы в Лесном кодексе Российской Федерации, в связи с чем он утратил актуальность.
При этом внесенный Костромской областной Думой проект федерального закона содержит ряд недостатков. В частности, предлагаемые дополнения к статье 68 Лесного кодекса Российской Федерации не согласованы с положениями статей 86-88 указанного Кодекса в части порядка внесения изменений в документы лесного планирования. Кроме того, в законопроекте возможность изменения договоров аренды лесных участков связывается исключительно с результатами лесоустройства и не учитывает других возникающих на практике обстоятельств, в результате которых изменяются параметры использования лесов.
С учетом изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 571626-6 "О внесении изменений в статьи 68 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности изменения условий договоров аренды лесных участков), внесенного Костромской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.