Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 721717-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О банке развития"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О банке развития" подготовлен на основе анализа потребностей российских экспортеров сельскохозяйственной и промышленной продукции и их партнеров с учетом практики финансирования экспортных проектов. Предложения по внесению указанных изменений подготовлены в целях расширения возможностей Внешэкономбанка по оказанию комплексной финансовой поддержки экспорта российской сельскохозяйственной и промышленной продукции (товаров, работ, услуг), а также обеспечения поддержки российских инвестиций за рубежом на основе общепринятой международной практики.
В связи с расширением внешнеэкономической деятельности российских компаний, а также ростом потребности в финансировании проектов за рубежом, включая приобретение активов в зарубежных странах, предлагается внести в Федеральный закон "О банке развития" (далее - Федеральный закон) изменения в целях обеспечения поддержки российских инвестиций за рубежом.
Внесение предлагаемых изменений в Федеральный закон направлено в том числе на выполнение мер Правительства Российской Федерации по выстраиванию более простых, быстрых и эффективных процедур согласования и запуска новых инвестиционных проектов, реализуемых за рубежом.
За период функционирования Внешэкономбанка как государственной корпорации было рассмотрено более 50 обращений по реализации инвестиционных проектов за рубежом, в том числе таких компаний, как ГК "Ренова", ОАО "ГМК "Норильский никель", ОАО "Интер РАО-ЕЭС", ЗАО "Турбоижиниринг-Русэлпром", ЗАО "АЛРОСА", ООО "Фактор ЛТД", ОАО "Зарубежстрой", ОАО "Зарубежводстрой", ОАО "Авиадвигатель", ООО "Ви Холдинг", ГК "Волга-Днепр", ГК "ЭФЭСк", ОАО "Росэлектроника" и другие.
Действующими редакциями Федерального закона и Меморандума о финансовой политике Внешэкономбанка, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 1007-р (далее - Меморандум), не установлены основные направления, условия и порядок осуществления Внешэкономбанком инвестиционной деятельности за рубежом; предусматривается лишь возможность участия банка "в реализации других инвестиционных проектов в исключительных случаях в порядке и на условиях, определяемых решением наблюдательного совета Внешэкономбанка" (п. 9 Меморандума). Тем самым инвестиционная деятельность банка ограничивается территорией Российской Федерации.
В этой связи многие обращения российских компаний были отклонены, как несоответствующие основной деятельности банка, ряд из них по причине несоответствия количественным и качественным критериям Меморандума. Таким образом, российские компании на сегодняшний день практически лишены важного инструмента государственной поддержки своей деятельности на зарубежных рынках, что негативно отражается как на государственной внешнеэкономической политике, так и интересах российского бизнеса в целом.
Необходимо отметить актуальность предложений по внесению изменений, касающихся участия в реализации проектов, направленных на развитие и поддержку производителей российской промышленной продукции на международных рынках, проектов, направленных на внедрение зарубежных высоких технологий в российском промышленном производстве, в том числе посредством реализации инвестиционных проектов за рубежом. Данные предложения основаны и идут в развитие базовых документов Правительства Российской Федерации, а также международных документов, участником которых является Российская Федерация, нацеленных на совершенствование внешнеэкономической политики как инструмента создания условий для достижения лидирующих позиций России в глобальной экономике.
Одной из приоритетных целей развития финансовых рынков и банковской системы Российской Федерации является создание эффективного механизма, способного обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, содействие российским экспортерам и инвесторам в закреплении позиций на международных рынках товаров и услуг, диверсификацию внешнеэкономических связей, а также приобретение новых технологий и компетенций и освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития.
В этой связи Внешэкономбанк как ведущий финансовый институт развития должен стать одним из ключевых инструментов государственной финансовой поддержки реализуемых за рубежом экспортных и инвестиционных проектов.
С вышеупомянутыми задачами соотносятся цели деятельности Внешэкономбанка, закрепленные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона.
Участие Внешэкономбанка в реализации данных направлений деятельности будет затруднено без внесения соответствующих поправок в Федеральный закон и Меморандум.
Также в целях продвижения российского экспорта и инвестиций за рубежом предполагается закрепить за Внешэкономбанком возможность финансирования проектов, реализуемых в рамках участия Российской Федерации в содействии международному развитию (СМР).
В соответствии с лучшими мировыми практиками государственные банки развития активно участвуют в национальных программах СМР в качестве финансовых инструментов реализации инвестиционных и экспортных проектов в целях продвижения интересов национальных компаний.
Критерии определения инвестиционных проектов российских организаций, финансирование которых будет осуществлять Внешэкономбанк в рамках деятельности, касающейся зарубежных проектов, в том числе СМР, будут соответствовать общим положениям, принципам, основным направлениям и отраслевым приоритетам инвестиционной деятельности Внешэкономбанка, условиям и порядку предоставления финансирования на возвратной основе, а также участия в уставных капиталах хозяйствующих обществ согласно действующим редакциям Федерального закона и Меморандума и в том числе с учетом установленных количественных и качественных ограничений инвестиционной и финансовой деятельности банка в целях обеспечения его финансовой устойчивости.
Перечень высокотехнологичной продукции с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики утвержден приказом Минпромторга России от 3 октября 2013 г. N 1597 (зарегистрировано в Минюсте России 3 декабря 2013 г. N 30534).
В целях обеспечения государственной поддержки российских инвестиций за рубежом предполагается закрепить за Внешэкономбанком возможность участия в подготовке и реализации инвестиционных проектов путем приобретения активов за рубежом в интересах российских компаний и российской экономики в целом в соответствии с указанными ранее долгосрочными приоритетными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации.
Средства, вложенные в приобретение зарубежных активов, впоследствии будут возмещаться Внешэкономбанку преимущественно посредством уплаты стоимости долей (акций, паев) или их частей российским и (или) сторонним зарубежным инвестором в процессе последующей реализации активов заинтересованному инвестору.
В настоящее время во Внешэкономбанке на рассмотрении находится ряд экспортных проектов, предполагающих поставку на международные рынки промышленной продукции с различной долей российской составляющей (компонентов) в стоимости указанной продукции.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. N 803 "Об утверждении правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)" установлено, что указанные государственные гарантии предоставляются в том числе при экспорте из иных стран промышленной продукции, произведенной в рамках международной кооперации, при условии, что доля российского компонента в указанной промышленной продукции составляет не менее 30 процентов стоимости экспортируемой промышленной продукции (пункт 3 подпункт г). Указанная доля определяется на основании информации, предоставляемой производителем экспортируемой продукции и независимым оценщиком.
В этой связи полагаем целесообразным включение в Федеральный закон положения по расширению деятельности Внешэкономбанка в части финансирования поставок продукции, произведенной в рамках международной кооперации на территории иностранных государств (в том числе государств - членов Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан), с долей российских компонентов не менее 30 процентов от себестоимости данной продукции (включая выполнение работ и оказание услуг).
Соответствующие инструменты поддержки экспорта используются в международной практике ведущими зарубежными институтами развития, в частности Экспортно-импортным банком США, банком-агентом Правительства Франции NATIXIS, немецким государственным банком KFW, в том числе при поставках на международные рынки воздушных судов производства Boeing и Airbus и иной высокотехнологичной продукции, произведенной в рамках международной кооперации.
Предлагаемые к внесению в Федеральный закон изменения существенно увеличат возможности Внешэкономбанка по использованию новых инструментов поддержки экспорта российской сельскохозяйственной и промышленной продукции (товаров, работ, услуг). Необходимость внесения данных изменений обусловлена тем, что объем полномочий Внешэкономбанка, закрепленный в действующей редакции Федерального закона (подпункт 20 части 3 статьи 3) и Меморандума (подпункт "д" пункта 6, подпункт "д" пункта 8, пункты 25, 27), в основном ограничен формулировками об участии Внешэкономбанка в поддержке экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) и не позволяет комплексно решать вышеназванные задачи в каждом конкретном случае.
Внесение указанных изменений в Федеральный закон и дальнейшее использование новых инструментов поддержки экспорта будет способствовать выполнению основных финансово-экономических показателей (индикаторов) в части поддержки экспорта в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", а также целевых показателей плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1128-р (в редакции от 25 февраля 2014 г. N 259-р).
Принимая во внимание вышеизложенное, в целях поддержки крупных экс портных проектов и проектов, имеющих общегосударственное значение, а также в целях увеличения российского экспорта и реализации инвестиционных проектов, направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российских обрабатывающих отраслей, агропромышленного комплекса и сферы услуг; проектов, реализуемых в рамках содействия международному развитию, представляется целесообразным внести предлагаемые изменения в Федеральный закон.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О банке развития"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О банке развития" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О банке развития"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О банке развития" не повлечет за собой принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О банке развития"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Исполнители |
Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" |
При принятии Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О банке развития" расширяется правоспособность Внешэкономбанка: - по участию в реализации инвестиционных проектов (в том числе за рубежом), направленных на повышение конкурентоспособности российской промышленности (в том числе высокотехнологичной продукции) и агропромышленного комплекса; - по участию в проектах, реализуемых Российской Федерацией в рамках содействия международному развитию; - по участию в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки продаж промышленной продукции, произведенной на территории иностранных государств, при условии, что доля российских компонентов в указанной продукции составляет не менее 30% от ее себестоимости (включая стоимость выполнения сопутствующих работ и оказания сопутствующих услуг). Учитывая, что Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Меморандум) определяет основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в него необходимо внести соответствующие расширенной правоспособности Внешэкономбанка изменения. |
Вносится одновременно с законопроектом "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О банке развития" |
Минэкономразвития России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.