Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 722283-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на защиту потребителей от введения их в заблуждение относительно потребительских свойств рекламируемого товара и условий его приобретения. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Действующая редакция Федерального закона "О рекламе" предусматривает недопустимость введения потребителя в заблуждение при не указании существенной информации о товаре. В то же время введение в заблуждение потребителя может быть осуществлено и посредством предоставления ему достоверной информации о потребительских свойствах товара или условиях его приобретения. Так, выделение в рекламе свойств или условий приобретения товара как его преимуществ по отношению к иным товарам привлекает внимание потребителя к объекту рекламирования и влияет на выбор. В то же время указанные свойства или условия приобретения товара могут в действительности не являться преимуществами, а являться обязательными требованиями к соответствующим товарам, работам, услугам.
В рекламной индустрии неоднократно используется вышеуказанный прием, приводящий к искажению оценки товаров при их выборе. Например, в рекламе растительного масла в качестве его преимущества указывалось то, что оно не содержит холестерина. Однако ни одно растительное масло не содержит холестерина, поскольку он содержится в продуктах животного происхождения. Однако выделение данной характеристики как преимущества привело к тому, что большинство производителей начали использовать указание на отсутствие холестерина, т.к. в противном случае потребитель полагал, что в таком растительном масле есть холестерин.
Также часто используемым методом в рекламе является указание на соблюдение гарантированных прав потребителя как на преимущество. К сожалению, несмотря на рост уровня правовой грамотности населения, права, гарантированные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", известны далеко не всем, чем пользуются недобросовестные рекламодатели. Так, имело место распространение рекламы, в которой в качестве преимущества указывалось на то, что потребитель вправе обменять товар, если он ему не подошел по размеру или фасону. Однако данное право гарантировано статьей 25 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В результате потребители могут быть введены в заблуждение, оценка товаров будет искажена, что приведет к еще большему уменьшению самостоятельности потребителя в выборе товара.
Также законопроектом предусматривается распространение на все товары требования о не допустимости выставления в качестве преимущества товара сведений о проведении исследований, если такие исследования являются обязательными для введения товара в оборот. В действующей редакции Федерального закона "О рекламе" данное ограничение действует только в отношении рекламы лекарственных средств. Вместе с тем, данное требование является актуальным и для иных товаров.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не предусматривает внесение изменений в другие законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.