Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 721715-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N ИШ-П13-9440 в целях обеспечения эффективности в сфере управления федеральным имуществом.
Законодательством Российской Федерации установлены положения, предусматривающие порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с Росимуществом по вопросам управления федеральным имуществом.
Законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новыми составами административных правонарушений, связанных с нарушением установленного порядка:
совершения сделок государственными (муниципальными) унитарными предприятиями или государственными (муниципальными) учреждениями;
представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает порядок совершения отдельных видов сделок государственными (муниципальными) унитарными предприятиями или государственными (муниципальными) учреждениями.
В частности, Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 295, 296) установлено, что государственное (муниципальное) предприятие и государственное (муниципальное) учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без согласия собственника.
Порядок совершения отдельных сделок с государственным имуществом также установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", от 10 октября 2007 г. N 662 "Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения", от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя".
При этом законодательство Российской Федерации, устанавливая требования к порядку совершения сделок с государственным или муниципальным имуществом, не предусматривает ответственности за его несоблюдение.
Данное обстоятельство зачастую приводит к отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности в результате незаконных действий со стороны руководителей государственных (муниципальных) унитарных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений.
Так, например, по информации Росимущества, в нарушение закона и без согласия собственника ФГУП "Вторая типография Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения", ФГУП НИЦ "Гидробиос", ФГУП "НИЦ Зарубежсхема", ФГУП "Центрреставрация" выданы поручительства перед банком КБ "Московский капитал" за третьих лиц по задолженности, возникшей на основании никем не оспариваемого судебного решения между юридическим лицом и банком.
В дальнейшем недвижимое имущество государственных предприятий взыскивалось банком в связи с неоплатой задолженности должником.
В связи с этим в целях обеспечения более эффективного управления государственным и муниципальным имуществом законопроектом предлагается установить ответственность руководителей государственных (муниципальных) унитарных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, а также самих государственных (муниципальных) унитарных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений за нарушение установленного порядка распоряжения указанным имуществом.
Реализация норм законопроекта будет осуществляться уполномоченным органом на управление государственным (муниципальным) имуществом в пределах установленной предельной численности его работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в соответствующем бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Поскольку ответственность за указанное правонарушение предлагается установить в том числе путем наложения административного штрафа в размере от одного до десяти процентов от цены совершенной сделки, законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в статью 3.5 Кодекса.
Дополнительно необходимо отметить, что Кодексом урегулирован вопрос административной ответственности за нарушения, возникающие при предоставлении государственных услуг. Вместе с тем законопроектом предлагается предусмотреть административную ответственность за нарушение законодательства, не связанного с предоставлением государственных услуг.
Также законопроектом предлагается дополнить Кодекс новым составом административного правонарушения, связанным с нарушением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. N 1116 "Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ" (далее - Порядок отчетности) для руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ предусмотрена необходимость представления ежегодных отчетов о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также отчетов представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ.
Вместе с тем в настоящее время отсутствуют механизмы воздействия на руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ в части соблюдения указанных требований.
В связи с отсутствием законодательно закрепленного соответствующего состава административного правонарушения нормы указанных актов до настоящего времени остаются декларативными.
Так, пунктом 6 Порядка отчетности предусмотрена норма о возложении ответственности, согласно которой за искажение отчетности руководители федеральных государственных унитарных предприятий и представители интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Аналогичная ситуация складывается также с формированием реестра федерального имущества и реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.
Так, в соответствии с пунктом 42 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", на правообладателей возложена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем.
В соответствии с пунктом 8 Положения о ведении реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23 "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности", руководители унитарных предприятий и представители интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ несут ответственность за достоверность и своевременное представление данных о фактически достигнутых за отчетный период величинах показателей экономической эффективности деятельности указанных организаций.
Однако на основании получаемых Росимуществом данных формирование реестра федерального имущества идет замедленными темпами и не позволяет обеспечить достоверность сведений о федеральном имуществе.
Вместе с тем эффективное управление федеральным имуществом невозможно в отсутствие сформированного реестра федерального имущества, а также безусловного соблюдения правообладателями федерального имущества требований нормативных правовых актов о представлении отчетности в органы управления федеральным имуществом.
В 2010 году 46 федеральным органам исполнительной власти Росимуществом и Минэкономразвития России были направлены обращения о применении к руководителям организаций взысканий, иных мер ответственности, предусмотренных заключенными с ними трудовыми договорами, за непредставление сведений о федеральном имуществе к учету в реестре. К обращениям были приложены перечни объектов федерального имущества, не представленных к учету в реестре.
В 2009 году подведомственные организации 54 федеральных органов исполнительной власти не представили в реестр сведения о федеральном имуществе.
Учитывая вышеизложенное, предлагается дополнить Кодекс новым составом административного правонарушения, связанным с нарушением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
Одновременно во избежание неоднозначного толкования, основываясь на положениях пункта 6 Порядка отчетности, пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23, а также пункта 42 Положения об учете федерального имущества, в предлагаемой статье 19.7.12 Кодекса предусмотрено разъяснение термина "ненадлежащее представление", а именно - несвоевременное представление, представление недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации).
Проект федерального закона также устанавливает нормы штрафных санкций за непредставление сведений в федеральный орган, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, а также наделяет уполномоченный орган в области приватизации и управления федеральным имуществом (Росимущество и территориальные органы Росимущества) обязанностью по составлению протоколов административных правонарушений за невыполнение установленных нормативными правовыми актами обязанностей по представлению отчетности, обязательных сведений в отношении федерального имущества, а судей - обязанностью по рассмотрению соответствующих административных правонарушений.
Кроме того, законопроектом предлагается установить административную ответственность за несоблюдение требований законодательства о приватизации в части раскрытия информации приватизируемыми открытыми акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, акции, доли которых находятся в государственной или муниципальной собственности, и государственными муниципальными унитарными предприятиями.
Принятие законопроекта создаст необходимые условия для соблюдения порядка согласования сделок с государственным и муниципальным имуществом, закрепленным за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и государственными (муниципальными) учреждениями, реализации требований нормативных правовых актов об учете и управлении федеральным имуществом, а также позволит завершить работу по формированию реестра федерального имущества, что приведет к повышению эффективности использования федерального имущества, в том числе путем прозрачности и доступности сведений об управлении федеральным имуществом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом" (далее - законопроект) не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Реализация норм законопроекта будет осуществляться Росимуществом в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.