Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 722937-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен во исполнение подпункта "т" пункта 1 перечня Поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N Пр-750 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 24 марта 2014 г.
Законопроект предусматривает установление особенностей участия спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, в международных спортивных соревнованиях и (или) всероссийских спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта путем установления ограничений на их участие в международных спортивных соревнованиях и (или) всероссийских спортивных соревнованиях.
В соответствии с законопроектом федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта наделяется полномочиями по утверждению порядка установления ограничений на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации.
Порядок установления ограничений на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, включает требования к общему количеству спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, квалификации спортсмена, возрасту спортсмена, периоду постоянного проживания спортсмена в Российской Федерации, периоду прохождения спортивной подготовки спортсмена в Российской Федерации, спортивным результатам, показанным спортсменом по итогам его выступления за физкультурно-спортивные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.
Отметим, что в настоящее время в футбол привлечено около 242 спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, в хоккей в период сезонов с 2008/2009 по 2013/2014 гг. - около 652 спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации.
Одновременно законопроект предусматривает право физкультурно-спортивных организаций по командным игровым видам спорта, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, и общероссийских спортивных федераций по командным игровым видам спорта на привлечение высококвалифицированных специалистов в соответствии с перечнем должностей иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых в качестве специалистов в области физической культуры и спорта.
В настоящее время привлечение высококвалифицированных специалистов в командные игровые виды спорта осуществляется такими физкультурно-спортивными организациями как спортивные клубы и профессиональные лиги. Так, в сезоне 2013/2014 года было привлечено в качестве тренеров и специалистов 12 (двенадцать) иностранных граждан.
Такое положение направлено на закрепление принципов действующего в настоящее время порядка привлечения высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта при условии получения или заработной платы (вознаграждения) в размере не менее двух миллионов рублей из расчета за один год (365 календарных дней) и не предусматривает влияния на развитие экономики страны, внедрения новых методов технологий, новых видов управления.
Кроме того, данная норма направлена на устранение существующей дискриминации, когда такой возможностью могут пользоваться только физкультурно-спортивные организации, созданные в организационно-правовой форме коммерческих организаций.
Проблема обеспечения игровой практикой членов и кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации стоит не только перед такими видами спорта как футбол и хоккей, но она актуальна и по всем командным игровым видам спорта: баскетбол, водное поло, волейбол, гандбол, регби, хоккей на траве и хоккей с мячом.
Учитывая принципы законодательства о физической культуре и спорте, в особенности принцип содействия развитию всех видов и составных частей спорта (пункт 11 статьи 3 Федерального закона N 329-ФЗ), а также в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона N 329-ФЗ наделяющей Минспорт России полномочиями по определению перечня командных игровых видов спорта, законопроект предусматривает особенности участия спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, в международных спортивных соревнованиях и (или) всероссийских спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта, и привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта применительно ко всем указанным выше командным игровым видам спорта.
Анализ действующих в настоящее время способов привлечения спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта физкультурно-спортивными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации, и общероссийскими спортивными федерациями, показал свою неэффективность.
Законопроектом также предусматривается необходимость отражения установленных ограничений на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, в положениях (регламентах) о соответствующих спортивных соревнованиях.
Данная норма будет способствовать обеспечению механизма соблюдения данных ограничений.
Во исполнение вышеуказанного перечня поручений Президента Российской Федерации законопроектом предусматривается полномочие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта по осуществлению контроля за привлечением физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 5 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" привлекать высококвалифицированных специалистов на условиях, установленных статьей 13.2 указанного Федерального закона N 115-ФЗ, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся российскими коммерческими организациями.
В настоящее время при подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации привлекаются иностранные граждане в качестве специалистов в области физической культуры и спорта с целью осуществления руководства и организации подготовки спортсменов к участию в крупных спортивных соревнованиях. В частности широко распространена практика приглашения иностранных граждан не только в качестве главных тренеров, но и в качестве технических специалистов, обеспечивающих подготовку спортивного оборудования и инвентаря индивидуального пользования.
Особенности профессиональной деятельности таких специалистов связаны с тактической и технической подготовкой спортсменов, технологиями восстановительного процесса спортсменов, подбором и кастомизацией параметров спортивного инвентаря (выбор способов заточки коньков, заливки льда).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных Министерству спорта Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и не повлечет необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов Минспорта России:
1. Приказ Минспорта России об утверждении порядка установления ограничений на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, в международных спортивных соревнованиях и (или) всероссийских спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта.
Обоснование необходимости подготовки: часть 1 статьи 20.3 в редакции законопроекта.
Срок подготовки - в течение 120 дней с даты принятия закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку, - Минспорт России; соисполнители - Минтруд России, ФМС России.
2. Приказ Минспорта России об утверждении перечня международных спортивных соревнований и (или) всероссийских спортивных соревнований по командным игровым видам спорта, на которые распространяются ограничения на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации.
Обоснование необходимости подготовки: часть 2 статьи 20.3 в редакции законопроекта.
Срок подготовки - в течение 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минспорт России.
3. Приказ Минспорта России об утверждении перечня должностей иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых в качестве специалистов в области физической культуры и спорта физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями в командные игровые виды спорта.
Обоснование необходимости подготовки: часть 4 статьи 20.3 в редакции законопроекта.
Срок подготовки - в течение 120 дней с даты принятия закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку, - Минспорт России; соисполнители - Минтруд России, ФМС России.
4. Приказ Минспорта России об осуществлении контроля за привлечением физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта.
Обоснование необходимости подготовки: часть 6 статьи 20.3 в редакции законопроекта.
Срок подготовки - в течение 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минспорт России.
5. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" потребует внесения изменения в приказ Минспорта России от 16 апреля 2012 г. N 347 "Об утверждении Перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и Перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации" в части включения тренеров и спортсменов.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 12.4 части 1 статьи 16 в редакции законопроекта.
Срок подготовки - в течение 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минспорт России.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.