Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 723255-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в статью 7 Федерального закона "О развитии шалого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в статью 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства" (далее - законопроект) подготовлен Минприроды России в соответствии с абзацем 6 пункта 1 "в" перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 11 апреля 2013 г.
Действующей редакцией Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предусмотрены следующие случаи заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений:
в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 8.2 статьи 29 Лесного кодекса);
при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений (часть 8.3 статьи 29 Лесного кодекса);
для собственных нужд граждан (статья 30 Лесного кодекса).
Доля объема заготовки древесины по договорам аренды в общем объеме заготовки за 2013 год составила 76% (за 2009 год - 60%). Пять тысяч из восьми тысяч лиц, арендующих лесные участки, имеют годовой объем заготовки древесины менее 20 тыс. куб. метров (финансово-организационные показатели в зависимости от степени переработки соответствуют малому или среднему бизнесу). При этом доля заготовки древесины данными субъектами в общем объеме заготовки по договорам аренды лесных участков за 2013 год составляет менее 20%.
Показатели объема заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и в исключительных случаях, снижаются: 2011 год - 35,7 млн куб. метров; 2012 год - 29,9 млн куб. метров; 2013 год - 26,3 млн куб. метров. Уменьшение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в лесном секторе экономики отмечается в большинстве субъектов Российской Федерации.
Законопроектом вводится новая редакция части 8.3 статьи 29 Лесного кодекса, в соответствии с которой допускается осуществление заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
В связи с изменениями, вносимыми законопроектом в Лесной кодекс, также вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предусматривающие установление особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что является мерой реализации политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Положения законопроекта распространяются на потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений), внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей при соответствии их условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды лесных участков заключаются в соответствии с типовыми договорами купли-продажи лесных насаждений, форма которых утверждается Правительством Российской Федерации. В целях приведения норм Лесного кодекса к единообразию законопроектом предусмотрены изменения Лесного кодекса, в соответствии с которыми договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются в соответствии с типовыми договорами, форма которых утверждается Правительством Российской Федерации. В типовой форме договора купли-продажи лесных насаждений будут предусмотрены положения, касающиеся мер по сохранению лесов при заготовке древесины, в том числе субъектами малого и среднего предпринимательства.
В целях обеспечения сохранности лесов при определении начальной цены предмета аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений предлагается учитывать расходы на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом коэффициента, устанавливаемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Коэффициент должен учитывать природно-климатические (типы лесов и условия произрастания, сезонность заготовки и вывозки древесины и прочее) и экономические особенности субъектов Российской Федерации я обеспечивать уровень платы, необходимый для компенсации затрат по охране, защите и воспроизводству лесов, представленных для заготовки по договору купли-продажи лесных насаждений. Законопроектом предусмотрено, что методика расчета коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.
Средства, полученные в результате применения указанного коэффициента, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации поступят в бюджеты субъектов Российской Федерации. Программы по осуществлению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов за счет средств региональных бюджетов приняты в 55 субъектах Российской Федерации. Поступление в бюджеты субъектов Российской Федерации средств, полученных по результатам проведения аукционов, обеспечит экономический механизм сохранения площадей лесов.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства лесного комплекса и освоения лесов, в том числе использования расчетной лесосеки, а также получению дополнительных доходов бюджетной системы Российской Федерации, увеличению занятости населения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в статью 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства"
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) заготовка древесины осуществляется на основании договоров аренды лесных участков при представлении лесных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Доля объема заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений из общего объема заготовки древесины в Российской Федерации за 2013 год составляет 23% (44,7 млн куб. метров), в том числе:
при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины - 7,6% (14,8 млн. куб. метров);
в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, для обеспечения государственных или муниципальных нужд - 6% (11,7 млн. куб. метров);
для собственных нужд граждан - 9,4% (18,2 млн. куб. метров).
С учетом среднесложившегося размера платы по договорам купли-продажи лесных насаждений в части минимальных ставок на уровне около 30 рублей за куб. метр по экспертным прогнозам в федеральный бюджет дополнительно поступит около 660 млн. рублей (30 рублей за куб. метр х 22 млн. куб. метров = 660 млн. рублей). Дополнительные поступления в региональные бюджеты через три года прогнозируются на уровне 750 млн. рублей. Объем поступления средств в бюджеты субъектов Российской Федерации будет зависеть от востребованности мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, и от эффективности проведения аукционных процедур.
Принятие законопроекта не потребует увеличения объемов работ по охране, защите, воспроизводству лесов за счет средств федерального бюджета. На участках, освоенных субъектами малого и среднего предпринимательства, работы по охране, защите, воспроизводству лесов будут осуществляться в соответствии с региональными программами субъектов Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона мО внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в статью 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в статью 7 Федерального закона "О развитии милого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в статью 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в статью 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства" (далее - законопроект) не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
В связи с законопроектом не потребуется признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации
Принятие законопроекта потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости принятия |
Примерный срок подготовки |
Краткое описание |
Краткие сведения о головном исполнителе и соисполнителях |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики расчета коэффициента, применяемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определения расходов по обеспечению проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов" |
Реализация предусмотренной законопроектом части 5 статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации. |
После принятия во втором чтении законопроекта |
Цель правового регулирования - устранение пробелов в части вопросов правового регулирования. Предмет правового регулирования - отношения, связанные с определением начального размера платы по договорам купли-продажи лесных насаждений. Содержание правового регулирования - методика расчета коэффициента, устанавливаемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определения расходов по обеспечению проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов |
Головной исполнитель: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. |
2. |
"Об утверждении типового договора купли-продажи лесных насаждений" |
Реализация предусмотренной законопроектом части 6 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации. |
После принятия во втором чтении законопроекта |
Цель правового регулирования - устранение пробела правового регулирования. Предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с подготовкой и заключением договора купли-продажи лесных насаждений. Содержание правового регулирования - установление типового договора купли-продажи лесных насаждений |
Головной исполнитель: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. |
В связи с законопроектом не потребуется приостановления или изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Принятие законопроекта потребует принятия следующих нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти:
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости принятия |
Примерный срок подготовки |
Краткое описание |
Краткие сведения о головном исполнителе и соисполнителях |
1. |
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" |
Реализация предусмотренных законопроектом изменений части 5 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации |
III квартал 2015 г. |
Цель правового регулирования - устранение пробела правового регулирования. Предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с подготовкой и заключением договора купли-продажи лесных насаждений. Содержание правового регулирования - установление норм, регламентирующих порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений |
Головной исполнитель: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. |
2. |
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении Правил заготовки древесины" |
Реализация положений Лесного кодекса Российской Федерации в связи с отменой приказа Рослесхоза от N 337 от 1 августа 2011 г. Принятие законопроекта потребует указания в Правилах заготовки древесины возможности заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства в случаях, установленных частью 8.3 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации |
IV квартал 2015 г. |
Цель правового регулирования: устранение пробела правового регулирования. Предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с заготовкой древесины. Содержание правового регулирования - введение норм по предмету правового регулирования |
Головной исполнитель: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. |
Принятие законопроекта потребует признания утратившими федерального органа исполнительной власти:
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости признания утратившим силу |
Примерный срок подготовки |
Краткое описание |
Краткие сведения о головном исполнителе и соисполнителях |
1. |
Приказ Рослесхоза от 26 июля 2011 г. N 318 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений" |
Рослесхоз не наделен соответствующими полномочиями |
III квартал 2015 г. |
Цель правового регулирования - необходимость внесения изменений в ранее урегулированные отношения при отсутствии соответствующей компетенции у органа, издавшего нормативный правовой акт. Предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с подготовкой и заключением договора купли-продажи лесных насаждений. Содержание правового регулирования - отмена нормативного правового акта |
Головной исполнитель: Рослесхоз |
2. |
Приказ Рослесхоза от 01 августа 2011 г. N 337 "Об утверждении правил заготовки древесины" |
Рослесхоз не наделен соответствующими полномочиями |
IV квартал 2015 г. |
Цель правового регулирования - необходимость внесения изменений в ранее урегулированные отношения при отсутствии соответствующей компетенции у органа, издавшего нормативный правовой акт. Предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с заготовкой древесины. Содержание правового регулирования - отмена нормативного правового акта |
Головной исполнитель: Рослесхоз |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.