Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
по проекту федерального закона N 508710-5 "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 508710-5 "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" (далее - Законопроект), внесенный С.Н. Шишкаревым, И.О. Эделем, В.В. Клименко в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, предлагается путем принятия самостоятельного законодательного акта установить правовые нормы, направленные на содержание, развитие и реконструкцию аэропортов.
Авторы Законопроекта предлагают посредством указанного правового акта регулировать правоотношения, возникающие при осуществлении деятельности в аэропортах в Российской Федерации, устанавливать порядок размещения аэропортов, порядок управления аэропортами и осуществления деятельности в аэропортах, в том числе и оказания услуг, а также установить основы государственного регулирования деятельности аэропортов.
По мнению авторов, Законопроект будет способствовать решению существующих многочисленных проблем, связанных с осуществлением и развитием деятельности в аэропортах, что в настоящее время в значительной мере затруднено, поскольку Воздушный кодекс Российской Федерации детально регулирует вопросы, связанные с использованием воздушного пространства, условия договоров перевозки пассажиров и багажа, а также ряд иных вопросов, но деятельность в аэропортах им практически не регламентируется.
Анализ содержания текста данного Законопроекта свидетельствует о том, что ряд его положений выходит за рамки заявленного предмета правового регулирования. Так, например, статья 27 Законопроекта законодательно устанавливает "схему территориального планирования размещения аэропорта". Очевидно, что вопросы планирования размещения аэропорта не являются предметом ведения предлагаемого Законопроекта, поскольку все вопросы территориального планирования регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом также следует отметить, что Законопроект не содержит определения понятия "схема территориального планирования размещения аэропорта".
Статья 20 Законопроекта законодательно закрепляет право главного оператора аэропорта устанавливать размеры сборов и платежей в аэропортах. При этом авторы Законопроекта упускают из виду тот факт, что в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установление цен на услуги субъектов естественных монополий, к числу которых согласно данному Федеральному закону относятся и аэропорты, является одной из форм ценового регулирования субъектов естественных монополий, осуществляемых исключительно органами регулирования субъектов естественных монополий, то есть федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, принятие данного Законопроекта создаст юридическую коллизию в части определения полномочий главного оператора аэропорта и федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования субъектов естественных монополий.
Кроме того, Законопроектом вводятся понятия "инфраструктурный платеж" и "концессионный платеж". Однако содержание указанных понятий, а также порядок установления такого рода платежей в Законопроекте не определены. Поскольку за пользование объектами инфраструктуры аэропорта взимаются аэропортовые сборы, а при установлении аэропортовых сборов учитываются инвестиционные потребности аэропортов на развитие своей инфраструктуры, имеются основания полагать, что введение "инфраструктурного платежа" и "концессионного платежа" создаст предпосылки для значительного и необоснованного роста стоимости услуг аэропортов без повышения их качества.
Статьей 40 Законопроекта предлагается урегулировать вопросы строительства и реконструкции зданий, строений и сооружений, в которых находятся помещения, предназначенные для размещения в аэропортах пунктов пропуска через государственную границу за счет средств частных инвестиций.
Однако, согласно части второй статьи 12 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
В данной связи очевидно, что дублирование Законопроектом действующих правовых норм в рассматриваемой сфере деятельности повлечет за собой их двоякое толкование, что может негативно отразиться на правоприменительной практике.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 508710-5 "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации", внесенный С.Н. Шишкаревым, И.О. Эделем, В.В. Клименко в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.