Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 675906-6 "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности", внесенному депутатами Государственной Думы Г.Я. Хором, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 675906-6 "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект направлен на уточнение понятия "контролируемая задолженность" в целях учета процентов по долговым обязательствам при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков - российских организаций.
Новой редакцией пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) контролируемой задолженностью предлагается признавать непогашенную задолженность налогоплательщика - российской организации по следующим долговым обязательствам этого налогоплательщика:
1) по долговому обязательству перед иностранным лицом, являющимся взаимозависимым лицом налогоплательщика - организации;
2) по долговому обязательству перед российским лицом, признаваемым взаимозависимым лицом иностранного лица, указанного в первом пункте;
3) по долговому обязательству перед лицом, в отношении которого иностранное лицо, указанное в первом пункте и (или) его взаимозависимое лицо, указанное во втором пункте, непосредственно выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение этого долгового обязательства российской организации.
По сравнению с действующей редакцией пункта 2 статьи 269 Кодекса в понятие "контролируемой задолженности" также включаются долговые обязательства между взаимозависимыми лицами (а не только между российской и иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного капитала этой российской организации). При этом из понятия "контролируемая задолженность предлагается исключить кредиты, получаемые российскими организациями от независимых кредитных организаций, даже если они обеспечены гарантией, поручительством иностранного взаимозависимого лица.
Положения статьи 269 Кодекса направлены на предотвращение незаконных налоговых схем, когда под видом процентов по долговым обязательствам фактически выплачиваются дивиденды иностранным компаниям. Подобные нормы существуют во многих налоговых системах зарубежных стран. Признавая целесообразным сохранить эти правила в Кодексе, Комитет полагает необходимым ограничить перечень долговых обязательств, выплата процентов по которым может быть переквалифицированы в выплаты дивидендов с соответствующими налоговыми последствиями. В этой связи, предложение авторов законопроекта, направленное на исключение из-под правил "тонкой капитализации" кредитов полученных от независимых с заемщиком банков, поддерживается.
Комитет также поддерживает идею введения в статью 269 Кодекса понятие "взаимозависимые лица" применительно к долговым обязательствам, которые попадают по определение "контролируемая задолженность". Вместе с тем, следует учесть, что понятие "взаимозависимые лица" согласно статье 105.1 Кодекса охватывает достаточно широкий круг организаций и физических лиц, который является актуальным для налогового контроля цен, но нецелесообразным для применения правил "тонкой капитализации". В этой связи, представляется необходимым ко второму чтению уточнить основания взаимозависимости, которые следует оставить для целей статьи 269 Кодекса. Эти основания должны определять взаимозависимость по признаку участия одного лица (прямо или косвенно) в капитале российской организации, выплачивающей проценты.
Произошедшие в декабре 2014 года события в российской экономике (резкое снижение курса российской валюты и повышение ключевой ставки ЦБ РФ) требуют дополнительной корректировки норм налогового законодательства, учитывающей эти обстоятельства.
В частности:
- предлагается расширить пределы ставки по банковским кредитам, которая учитывается при определении дохода для банков и расходов для заемщиков. В настоящее время, на 2015 года этот интервал установлен в диапазоне от 0.75 до 1.25 от ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. С 2013 года ставка рефинансирования ЦБ РФ установлена в размере 8,25%, а значит, существующий интервал не отражает рыночную ситуацию на рынке капитала. В этой связи, целесообразно пересмотреть указанный интервал, увеличив верхнюю границу предела до уровня существующих рыночных ставок по кредитам;
- пересмотреть порядок определения размера задолженности, учитываемой при исчислении коэффициента капитализации, если кредит (заем) был получен налогоплательщиком в иностранной валюте. Целесообразно ввести временную норму, вводящую предельное значение курса иностранной валюты для такого пересчета;
- рассмотреть вопрос о временном приостановлении на 2015 год налогового контроля доходов, полученных (выплаченных) в виде процентов по кредитам (займам), совершаемым в рамках одной холдинговой структуры между российским организациями, имея в виду отсутствие реальных индикаторов рыночной величины по таким операциям и отсутствие выпадающих доходов для бюджетной системы;
- целесообразно синхронизировать порядок использования банковской гарантии при исчислении акцизов и при исчислении НДС, имея в виду, что предусмотренное статьей 176.1 Кодекса положение допускает при определенных обстоятельствах заявительный порядок возмещения НДС и при отсутствии банковской гарантии (для крупнейших налогоплательщиков, для резидентов территории опережающего социально-экономического развития);
- необходимо урегулировать вопрос налогообложения обязательств, выраженных в драгоценных металлах, с целью устранения противоречий в толковании применения налогового законодательства при исчислении курсовых разниц, учитываемых для целей налога на прибыль;
- рассмотреть вопрос о разрешении симметричной корректировки налоговых обязательств по налогу на прибыль в добровольном порядке, а не только после решения налогового органа, как это предусмотрено статьей 105.17 Кодекса.
В целях недопущения необоснованного налогообложения операций с федеральным имуществом необходимо освободить от налогообложения операции, производимые в рамках мер, направленных на поддержание государством стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков, предусмотренных Федеральным законом N 29 декабря 2014 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
При подготовке законопроекта ко второму чтению целесообразно выявить дополнительные вопросы корректировки налогового законодательства, необходимость которых возникает в связи с экономическими событиями в конце 2014 года, имея в виду подготовку самостоятельных законопроектов. В числе вопросов, которые должны впоследствии быть разрешены, следует рассмотреть целесообразность использования в Кодексе понятия "ставка рефинансирования ЦБ РФ", показателей, выраженных в твердой сумме в российских рублях.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 675906-6 "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности" с учетом изложенных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.