Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 436164-6 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации",
внесенному членом Совета Федерации Л.Н. Боковой и депутатами Государственной Думы Е.Л. Николаевой, Н.А. Шайденко, М.М. Бариевым, Е.Н. Сенаторовой, З.Я. Рахматуллиной, А.Г. Сидякиным, Р.Ф. Абубакировым, Н.В. Герасимовой, А.Г. Когогиной, И.В. Соколовой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 436164-6 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и наделить органы опеки и попечительства правом получения сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия граждан или их законных представителей.
По мнению авторов законопроекта, данное право необходимо органам опеки и попечительства, в целях подтверждения наличия или отсутствия тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, у лиц, проживающих на любом законном основании в жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нормами статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. При этом, не допускается разглашение указанных сведений, за исключением ряда случаев, в том числе письменного согласия гражданина.
Согласно статье 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка специальных категорий персональных данных, касающихся состояния здоровья, не допускается также за исключением случая, когда субъект персональных данных дал согласие в письменной форме.
Статьей 20 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Таким образом, необходимым условием для реализации положений законопроекта на практике, будет обязательное наличие добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство, а также его согласие на использование персональных данных органами опеки и попечительства.
Учитывая изложенное, Комитет по охране здоровья не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 436164-6 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета по охране здоровья 9 октября 2014 года (протокол N 63).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.