Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 575414-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов",
внесенному Г.В. Гудковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Законопроект дополняет статью 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" положением, согласно которому в состав объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе федерального уровня, включаются проектная документация на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством об охране окружающей природной среды к экологически опасным объектам. Вместе с тем законодательством об охране окружающей природной среды не определено, какие объекты относятся к экологически опасным. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно дать определение понятия "экологически опасный объект" непосредственно в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды").
По предложенному в пункте 1 статьи 1 законопроекта дополнению статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" подпунктом 7.3 обращаем внимание, что данная структурная единица была введена Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В связи с этим положения пункта 1, подпунктов "а, в, г, д" пункта 2 статьи 1 законопроекта нуждаются в уточнении.
В предлагаемой законопроектом редакции пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (статья 3 проекта) исключаются положения, предусматривающие необходимость разработки порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, что, по нашему мнению, может ослабить установленные законодательством механизмы контроля за образованием и размещением отходов.
Введение ответственности за сокрытие или искажение видов информации, перечисленных в подпункте "а" пункта 1 статьи 6 проекта, правомерно лишь в случае, если в законодательстве предусмотрены все из перечисленных документов.
В новой статье 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 6 проекта) индивидуальные предприниматели несут ответственность наравне с юридическими лицами. Следует отметить, что согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Иные случаи в Кодексе содержатся. Так, за нарушение таможенных правил (глава 16 Кодекса) индивидуальные предприниматели несут ответственности как юридические лица. Таким образом, предлагаемый подход требует соответствующей оговорки в Кодексе (см. пункт 1 примечания к статье 16.1 Кодекса).
В соответствии с новой статьей 10.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (пункт 5 статьи 7 проекта) в состав загрязняющих веществ включаются лишь химические вещества, группы химических веществ, в том числе радиоактивные вещества. Обращаем внимание, что действующим законодательством к загрязняющим веществам отнесены также иные вещества и микроорганизмы, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а также потенциально опасные вещества, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую среду.
В предложенной в законопроекте редакции пункта 3 статьи 16 и пункта 1 статьи 16.5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (статья 7 проекта) после слов "в соответствии с бюджетным законодательством" требуется дополнить слова "Российской Федерации".
Принимая во внимание, что согласно новой редакции пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающею среду осуществляется не только от стационарных источников, но иными способами (видами) воздействия, полагаем необходимым уточнить приведенную в новом пункте 1 статьи 16.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежную базу, под которой понимаются количество загрязняющих веществ, поступающих исключительно от стационарных источников.
Согласно редакции пункта 2 статьи 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются по каждому регулируемому загрязняющему веществу за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, по классам опасности размещаемых отходов производства и потребления. Данное положение, по нашему мнению, можно было бы скорректировать со статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", определив, что ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду, указанному в пункте 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Законопроектом предусматривается внесение изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим обращаем внимание на положение статьи 1 НК РФ, согласно которому внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Обращаем внимание на то, что законопроект направлен на регулирование тех же вопросов, которые регулируются Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Представленный проект составлен с множественными и существенными нарушениями правил законодательной техники и требует значительной юридико-технической доработки.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.