Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 599584-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на усиление уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
В этой связи, законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В частности, предлагается вышеуказанную норму дополнить новыми квалифицирующими признаками, а именно, уклонение от уплаты налогов или сборов с организации как совершение его организованной группой лиц, с использованием юридических лиц, указанных в статье 173.1 УК РФ, а также совершенное путем сокрытия или искажения информации в отношении контролируемых иностранных компаний или контролируемых сделок.
Кроме того, примечание к статье 199 УК РФ предлагается дополнить новым пунктом 3, предусматривающим конфискацию орудий, оборудования и иных средств совершения преступления, принадлежащих иным лицам, в рамках данной статьи применяется к имуществу юридических лиц, в том числе банковских учреждений, используемого в целях пособничества в уклонении от уплаты налогов способами, предусмотренными частью третьей настоящей статьи если учредители (участники) или исполнительные органы этих юридических лиц знали или должны были знать об использовании возможностей и имущества этих юридических лиц для совершения преступления.
В соответствии с этим корреспондирующие изменения предусматриваются и в статью 104.1 "Конфискация имущества" УК РФ, законопроектом предлагается распространить конфискацию не только на обвиняемого, но и на иных лиц, в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Комитет считает необходимым отметить, что действующая редакция части 3 статьи 104.1 УК содержит положение, регламентирующее, что имущество, подлежащее конфискации и переданное осуждённым другому лицу или организации, подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий. Это означает, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть конфисковано и имущество, переданное виновным юридическому лицу, в том числе, банковскому учреждению.
Также Комитет подчеркивает, что предлагаемые законопроектом формулировки такие как, "контролируемая иностранная компания", "банковские учреждения", "организованная группа лиц" нуждаются в законодательном определении в целях исключения возможного произвольного толкования.
Наряду с этим, обращаем внимание также на то, что в проектной редакции части второй статьи 199 УК РФ в качестве наиболее строгого наказания, в том числе, предусматривается лишение свободы на срок до четырёх лет, тогда как в действующей редакции статьи таковым является лишение свободы на срок до шести лет. Кроме того, полагаем, что необходимо разграничить, с учетом степени общественной опасности, санкции в части второй и третьей статьи 199 УК РФ, учитывая, что проектная редакция содержит идентичные альтернативные лишению свободы виды наказания.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении, с учетом высказанных замечаний, проект федерального закона N 599584-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенном членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, В.А. Петровым и другими.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.