Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 727949-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Согласно действующему законодательству Российской Федерации розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности. Для получения лицензии установлен ряд обязательных требований. В частности, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются исключительно юридическим лицам, имеющим оплаченный уставный капитал, минимальный размер которого устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (не более 1 миллиона рублей). Требование по наличию уставного капитала не распространяется на организации общественного питания. Обязательным условием для получения лицензии является отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Для получения лицензии организация оплачивает государственную пошлину, размер которой с 01.01.2015 составляет 65000 рублей за каждый год срока действия лицензии. Лицензиат обязан иметь стационарные торговые объекты и складские помещения, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Площадь торговых объектов в городах должна быть не менее 50 кв. м, площадь торговых объектов в сельских поселениях - не менее 25 кв. м. Кроме того обязательно наличие контрольно-кассовой техники.
Действующим законодательством введен ряд ограничений на розничную продажу алкогольной продукции: запрет на продажу с 23 часов до 8 часов по местному времени в нестационарных торговых объектах, в некоторых объектах и организациях, а также прилегающих к ним территориях несовершеннолетним. Несоблюдение вышеуказанных требований влечет за собой привлечение организаций-лицензиатов к административной ответственности и может послужить основанием для приостановления действия лицензии или аннулирования лицензии в судебном или во внесудебном порядке.
В 2012 - 2014 годах наблюдалось снижение количества лицензиатов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, и лицензированных торговых объектов. Так, в Тюменской области с 01.01.2012 по 01.10.2014 количество лицензиатов уменьшилось на 186 организаций (с 1483 до 1297), количество торговых объектов уменьшилось на 206 (с 3161 до 2955).
Анализ правоприменительной практики показывает, что отмечается увеличение случаев оборота алкогольной продукции гражданами и индивидуальными предпринимателями в основном за счет притока более дешевого алкоголя из Республики Казахстан, являющейся страной - участницей Таможенного союза, а также алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными и акцизными марками. Наблюдающийся рост числа нарушений в сфере оборота алкогольной продукции, допускаемых гражданами и индивидуальными предпринимателями, обусловлен прежде всего высокой доходностью такой деятельности, а также низким размером административных штрафов за их совершение.
Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии юридическими лицами влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой. Ответственность за реализацию нелегальной алкогольной продукции физическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Размер взимаемого штрафа за совершение указанных деяний с граждан и индивидуальных предпринимателей несоизмерим с доходами, получаемыми ими от незаконного оборота алкогольной продукции, и, соответственно, не может рассматриваться как превентивная мера, направленная на предотвращение совершения указанных деяний, а также на их сокращение.
Проектом федерального закона предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 14.17.1, предусматривающей ответственность за розничную продажу алкогольной продукции лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции, гражданами - в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции.
Государственное регулирование в сфере производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к ограниченно оборотоспособным объектам, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой сфере.
Проект федерального закона направлен на предотвращение совершения правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, на защиту здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, а также на обеспечение их безопасности.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не приведет к сокращению доходов, не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.