Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 730216-6 "О внесении изменений в статьи 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно пункту 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вычеты сумм налога, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 0% в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ, производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.
Согласно складывающейся правоприменительной практике у налогоплательщиков отсутствует право на налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), использованным для производства товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0%, до отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг). Указанная правоприменительная практика зафиксирована, в частности, в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 14 марта 2006 г. N 12797/05, постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.10.2012 N А10-4826/2011, от 28.02.2013 N А10-1755/2012, постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.03.2012 N А60-13988/2011, письме Минфина России от 26.08.2008 N 03-07-05/31.
Вместе с тем, указанное ограничение является искусственным, нецелесообразным и препятствует развитию хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих операции, облагаемые НДС по ставке 0%, по следующим причинам:
1. Данное ограничение противоречит принципу равенства налогообложения (пункт 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации). Налогоплательщики, применяющие ставки НДС 18% и 10%, не имеют данного ограничения.
2. Данное ограничение во многих случаях невозможно корректно организовать на практике. Например, с учетом особенностей технологического процесса добычи драгоценных металлов (многоступенчатое незавершенное производство) организовать партионный прямой учет материалов и соответствующих сумм НДС не представляется возможным. Любая расчетная методика допускает искажения и является некорректной.
3. Затраты на администрирование данного ограничения (как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов) не оправдывают результатов. Экономический эффект состоит в единоразовом отвлечении денежных средств налогоплательщиков в первом налоговом периоде применения данного ограничения и впоследствии существенно не влияет на размер налоговых обязательств (т.к. налогоплательщик "откладывает" новый вычет, но получает право дополнительно возместить "старый" вычет).
Вносимый законопроект устраняет неравенство налогообложения налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги), облагаемые НДС по ставке 0%, предоставляя право применять вычеты НДС в общем порядке.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.