Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 732134-6 "О присяге граждан, вступающих в государственные должности законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан в целях установления единого подхода при вступлении в государственную должность законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в Российской Федерации и последующей реализации единого конституционного принципа о равенстве законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти в Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьёй 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Вместе с тем носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Существующая практика деятельности вышеназванных носителей государственной власти по реализации конституционных норм, обеспечивающих институт разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную и их самостоятельность выявила неравное положение носителей государственной власти при их вступлении в должности государственной власти.
В частности, при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу" (часть 1 статьи 82 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с последующими изменениями) судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:
"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".
Между тем ни члены Федерального Собрания - члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, ни члены Правительства никакой присяги при вступлении в должности не приносят, хотя в настоящее время назрела такая необходимость по причине повышения персональной ответственности при исполнении полномочий.
В то же время существующая практика показывает, что должностные лица государственных органов, являющихся по своему статусу инструментарием государственной власти в Российской Федерации, при вступлении в должность приносят присягу, исходя из выполняемых в соответствии с полномочиями задач.
Так, например, Генеральный прокурор Российской Федерации приносит следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства" (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Аналогичным образом в соответствии со статьёй 40.4 этого Федерального закона N 2202-1 принимает присягу лицо, впервые назначаемое на должность прокурора.
Согласно статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" гражданин, поступающий впервые на работу в следственные органы и приступающий к исполнению полномочий, приносит также соответствующую присягу.
На фоне вышеизложенных обстоятельств отсутствие присяги при вступлении на государственные должности в законодательной и исполнительной ветвях государственной власти не только не согласуется с конституционным принципом равенства всех трёх ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), но и в публичной плоскости является политически некорректным.
В этой связи предлагается законодательно изменить сложившуюся практику и установить единую законодательную процедуру принесения присяги всеми лицами, приступающими к исполнению полномочий на государственных должностях в высших органах законодательной и исполнительной ветвей государственной власти Российской Федерации.
Так, в законопроекте предлагается установить в федеральном законе тексты присяги для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также тексты присяги для Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и министров Российской Федерации.
Также предусматриваются соответствующие процедуры принесения присяги вышеназванными носителями государственной власти в Российской Федерации и меры возможной ответственности за нарушение присяги.
Институт принесения присяги не является новым в международной парламентской практике. В частности, каждый парламентарий Канады (статья 128 Конституции Канады), Индии (статья 99 Конституции Индии), Польской Республики (статья 104 Конституции этой Республики), Республики Казахстан (статья 6 Конституции Казахстана), Республики Кыргызстан (статья 8 Конституции Кыргызстана) приносят присягу при вступлении в должности парламентариев и подписывают соответствующие присяги. Приносятся присяги депутатами парламентов Пакистана, Турции и других государств.
В истории развития российской государственности (до 1917 года) имеется также положительный опыт принесения и подписания присяги членами Государственного Совета.
Одной из отличительных черт регионального парламента - Московской городской Думы - является то обстоятельство, что в соответствии со статьёй 34 Устава города Москвы избранные депутаты нового созыва приносят и подписывают установленную присягу.
В случае принятия федерального закона будут созданы правовые предпосылки к утверждению в кадровой политики принципов нравственности, справедливости, гласности, равноправия, разумного сочетания требований к гражданам, вступающим в государственные должности всех ветвей государственной власти России.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О присяге граждан, вступающих в государственные должности законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О присяге граждан, вступающих в государственные должности законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О присяге граждан, вступающих в государственные должности законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О присяге граждан, вступающих в государственные должности законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.