Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 732906-6 "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - законопроект) подготовлен в целях урегулирования возникших противоречий между судебной практикой и позицией федеральных органов исполнительной власти, касающихся применения статей 45 и 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) в части установления повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров и членов их семей.
В декабре 2011 г. Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статьи 1 и 2 которого уточняли положения статей 45 и 46 Закона.
Вместе с тем в ходе его подготовки ко второму чтению Комитетом Государственной Думы по обороне было предложено статьи 1 и 2 законопроекта исключить и решить данный вопрос в рамках самостоятельного проекта федерального закона.
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации меры социальной поддержки героям, военнослужащим, ветеранам, инвалидам и другим категориям граждан, в том числе и членам семей погибших (умерших) военнослужащих, устанавливаются с учетом их заслуг перед Отечеством, продолжительности военной службы, имеющейся инвалидности и иных объективных обстоятельств. При этом для членов семей погибших военнослужащих, которые сами не относятся к указанным льготным категориям граждан, законодательными актами устанавливаются конкретные адресные меры социальной поддержки и дополнительные выплаты.
Аналогичный подход предусмотрен и Законом при назначении пенсий за выслугу лет, по инвалидности военнослужащим, уволенным с военной службы, и по случаю потери кормильца членам их семей. При этом размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от причины смерти (гибели) военнослужащего, продолжительности его военной службы и его служебного положения.
Кроме основного размера пенсий Законом соответствующим категориям пенсионеров, в том числе членам их семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца, надбавки, увеличения и повышения пенсий устанавливаются в зависимости от их заслуг, утраты трудоспособности по возрасту или болезни и других обстоятельств, т.е. надбавки, увеличения и повышения носят исключительно адресный характер.
Круг лиц, имеющих право на данные повышения, определен в статье 45 Закона. Право на повышения размеров пенсий определяется на основании имеющихся у пенсионеров документов, подтверждающих статус получателя.
Учитывая, что указанные повышения носят личностный характер, в случае смерти военнослужащих (военных пенсионеров), повышения к пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 45 Закона устанавливаются пенсионными органами только тем членам семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами имеют соответствующий статус, предусмотренный статьей 45 Закона.
При этом статьей 46 Закона определено, что при назначении пенсий по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии. Соответственно для повышения пенсии по случаю потери кормильца член семьи погибшего (умершего) военнослужащего сам должен иметь соответствующий статус, предусмотренный статьей 45 Закона.
Вместе с тем действующая редакция статей 45 и 46 Закола дает возможность судам выносить решения, обязывающие пенсионные органы устанавливать повышение пенсий по случаю потери кормильца членам семьи умершего (погибшего) военнослужащего (военного пенсионера), которые сами, в отличие от кормильца, не отнесены к категориям, указанным в части 1 статьи 45 Закона.
В этой связи установление судами членам семей умерших военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами соответствующего статуса не имеют, повышений пенсий в зависимости от статуса кормильца ставит их в более привилегированное положение по отношению к другим членам семей умерших кормильцев, которые относятся к поименованным в статье 45 Закона категориям граждан.
Кроме того, члены семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), не имеющих соответствующего статуса, требуют установления им повышения пенсий с 1 февраля 1993 г. (с момента принятия Закона).
Таким образом, в случае установления исходя из статуса кормильца повышений пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренных статьей 45 Закона, всем членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (военного пенсионера) потребуется дополнительно выделять из федерального бюджета более 600 млн. рублей ежегодно на выплату таких повышений, а. также осуществить с 12 февраля 1993 г. доплату пенсий по случаю потери кормильца (с учетом повышений, установленных частью 1 статьи 45 Закона) в размере более 18 млрд. рублей.
Учитывая изложенное, в целях недопущения дополнительных расходов федерального бюджета и исключения неоднозначного толкования норм законодательства Российской Федерации в области пенсионного обеспечения военнослужащих законопроектом предлагается внести изменения в статьи 45 и 46 Закона, предусматривающие установление повышений пенсий только тем лицам, которые представили соответствующие документы, подтверждающие, что они относятся к категориям, указанным в части 1 статьи 45 Закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.