Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 734275-6 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации от 5 июля 2013 г. по вопросу совершенствования военной организации Российской Федерации на период до 2020 года и направлен на разграничение полномочий военных комиссариатов, которые являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, и спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - спасательные воинские формирования МЧС России) по отбору кандидатов на военную службу по контракту.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан (иностранных граждан), не находящихся на военной службе, и определение их соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, осуществляются военными комиссариатами.
Воинские части, в том числе и спасательные воинские формирования МЧС России, исходя из норм законодательства Российской Федерации, осуществляют отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту только из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
В настоящее время в соответствии со статьей 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу в спасательные воинские формирования МЧС России, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете - в военный комиссариат по месту жительства).
Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту осуществляется по двум направлениям:
состояние здоровья кандидата (медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией);
соответствие кандидата по профессиональному психологическому отбору, уровню образования, профессиональной и физической подготовки.
Военный комиссар рассматривает принятое от гражданина заявление в течение месяца и дает указания в отношении него о:
проведении медицинского освидетельствования;
проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
проверке соответствия уровня образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;
рассмотрении кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту.
Кандидат, признанный комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, получает от военного комиссара соответствующее предписание и направляется в спасательное воинское формирование МЧС России (воинскую часть) для заключения контракта.
Кандидат, направленный в воинскую часть для заключения контракта, обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения, а в случае не заключения контракта - и обратно. Воинские перевозочные документы для следования в воинскую часть в целях заключения контракта предоставляются кандидату в военном комиссариате по месту воинского учета в разовом порядке. В случае не заключения контракта воинские перевозочные документы для следования к месту жительства предоставляются воинской частью.
Таким образом, в настоящее время комплектование спасательных воинских формирований МЧС России военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, осуществляется в основном через военные комиссариаты.
Учитывая специфику работы спасательных воинских формирований МЧС России, связанную с риском для жизни и здоровья личного состава, с необходимостью поддержания высокой моральной и психологической устойчивости, данный способ комплектования не в полной мере позволяет осуществлять качественный отбор кандидатов для прохождения военной службы по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России.
Переход к комплектованию спасательных воинских формирований МЧС России от метода всеобщей воинской обязанности к методу добровольного набора признан целесообразным.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах надлежит ежегодно, в течение пяти лет, увеличивать численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек.
Кроме того, в соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2011 - 2015 годы, утвержденным Президентом Российской Федерации 9 января 2012 г., к 2016 году планируется практически полный переход спасательных воинских формирований МЧС России на комплектование сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту.
В настоящее время штатная численность военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России определена Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 1265 "О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и составляет 7230 ед. Штатная численность должностей солдат и сержантов составляет 2788 ед. Более половины должностей солдат и сержантов уже укомплектованы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
Кроме того, спасательные воинские формирования МЧС России (воинские части), которые необходимо комплектовать военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дислоцируются в 9 субъектах Российской Федерации и расположены в 20 - 70 км от административных центров, где функционируют отделы военных комиссариатов субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается наделить МЧС России полномочиями самостоятельно осуществлять отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту в спасательные воинские формирования МЧС России из числа граждан (иностранных граждан) и определять соответствие кандидата по результатом профессионального психологического отбора, проверке соответствия уровня образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.
Гражданин будет обращаться с заявлением о поступлении на военную службу по контракту непосредственно в спасательное воинское формирование МЧС России (воинскую часть). После рассмотрения его кандидатуры с ним будут проводиться мероприятия по профессиональному психологическому отбору и проверке соответствия уровня образования, профессиональной и физической подготовки. Данные мероприятия возлагаются на комиссии спасательных воинских формирований МЧС России по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту (далее - аттестационная комиссия).
Аттестационная комиссия назначается приказом командира спасательного воинского формирования МЧС России (воинской части) из числа штатных военнослужащих и гражданского персонала.
В состав комиссии входят штатный психолог, штатный кадровый работник, штатный медицинский работник и штатный специалист по проверке физической подготовки. На время ее работы члены комиссии освобождаются от исполнения своих непосредственных обязанностей.
В 2015 году планируется рассмотрение аттестационными комиссиями спасательных воинских формирований МЧС России (воинских частей) в среднем не более 10 заявлений в месяц от граждан, изъявивших желание проходить военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов спасательных воинских формирований МЧС России, а с 2016 года - не более 3 заявлений в месяц. Дополнительной штатной численности и дополнительного финансирования работы аттестационной комиссии не требуется.
Таким образом, работа аттестационных комиссий спасательных воинских формирований МЧС России (воинских частей) практически не влияет на загруженность комиссий военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по отбору кандидатов для поступления на военную службу по контракту в воинские части Министерства обороны Российской Федерации.
Если по результатам профессионального психологического отбора аттестационная комиссия признает гражданина, обратившего с заявлением о поступлении на военную службу по контракту непосредственно в спасательное воинское формирование МЧС России (воинскую часть), соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, то в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" он направляется для проведения только медицинского освидетельствования в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете - в военный комиссариат по месту жительства).
На такого гражданина оформляется запрос на имя военного комиссара, который подписывается командиром спасательного воинского формирования (воинской части) с указанием всех необходимых данных. Военно-врачебные комиссии отделов военных комиссариатов по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности кандидата к военной службе по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России (воинских частях).
Кандидат, признанный годным к военной службе, получает от военного комиссара соответствующее предписание и направляется в спасательное воинское формирование МЧС России (воинскую часть) для заключения контракта. Воинские перевозочные документы кандидату для поступления на военную службу по контракту выдаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
После заключения контракта командир спасательного воинского формирования МЧС России (воинской части) своим приказом зачисляет кандидата в списки личного состава. Выписка из приказа командира спасательного воинского формирования МЧС России (воинской части) направляется в отдел военного комиссариата по месту воинского учета кандидата для снятия его с учета.
Данные изменения позволят осуществлять более качественный отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту и повысить персональную ответственность должностных лиц спасательных воинских формирований МЧС России (воинских частей), отвечающих за комплектование личным составом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" с 8 по 28 апреля 2014 г. законопроект размещался для проведения общественного обсуждения. В ходе проведения общественного обсуждения предложений и замечаний не поступало. В период с 29 апреля по 14 мая 2014 г. проводилась независимая антикоррупционная экспертиза. Замечаний и предложений по законопроекту в МЧС России не поступало.
Аналогичных законопроектов на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации не имеется.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" будет осуществляться спасательными воинскими формированиями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пределах установленной штатной численности военнослужащих и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на выполнение установленных задач.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.