Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 734974-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов" направлен на усовершенствование административного законодательства, регулирующего правоотношения в области охраны собственности.
Необходимо отметить, что в соответствии с действующим КоАП РФ административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере or двух тысяч до трех тысяч рублей.
Вышеуказанные санкции КоАП РФ не несут в себе превентивных мер и, следовательно, возможен рецидив со стороны правонарушителей. Кроме того, при составлении протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ, правоприменители привлекают в качестве правонарушителей именно граждан, а не должностных или юридических лиц. Это продиктовано, во многом, крайне сжатым сроком рассмотрения данной категории дел в соответствии с нормами КоАП РФ, а также сложным процессом доказывания привлечения в качестве субъектов административного правонарушения юридических лиц. Таким образом, функции пресечения и создания механизмов реального наказания санкция статьи 7.3 КоАП РФ не осуществляет.
Административная ответственность, как институт в сфере правоприменения недропользования, являет своей целью создание системы превентивных мер, а также пресечение действий, которые наносят или могут нанести вред недрам на той стадии, когда эти действия еще не переросли в уголовное преступление. Санкции по ст. 7.3 КоАП РФ недостаточно строги и не могут в полной мере обеспечивать должного воздействия на правонарушителей. Следовательно, из-за несущественной административной ответственности по вышеуказанной статье нарушитель правоотношений в сущности, заплатив небольшой штраф, сможет продолжить свою деятельность в дальнейшем, таким образом, создается рецидив. Данная мера административного наказания чрезвычайно мягка и нуждается в корректировке, так как действия по осуществлению недропользования без лицензии могут повлечь за собой тяжелые последствия для окружающей среды и экологической обстановки.
Кроме того, в большинстве случаев карьеры появляются на землях сельскохозяйственного назначения и без оформленных в соответствии с действующим законодательством документов, разрешающих их разработку. Действия правонарушителей приводят к безвозвратной потере ценных сельскохозяйственных угодий. Также не осуществляется рекультивация земель после завершения добычи. Несут колоссальные потери в части налогообложения бюджеты субъектов РФ.
На территории одной только Калининградской области на государственном балансе находится 35 месторождений и проявлений песка строительного с запасами 101,6 млн. м3, из них в разработке находятся 15 месторождений; 30 месторождений и проявлений песчано-гравийного материала с запасами 268 млн. м3, из них в разработке находятся 20 месторождений. Объем добычи песка и песчано-гравийного материала в Калининградской области за 2013 год составил 1866,2 тыс.м3 и 3366,9 тыс. м3, соответственно, глинистого сырья - 154,1 тыс. м3, за 9 месяцев 2014 года - 1570,0 тыс. м3 песка, 2900,0 тыс. м3 песчано-гравийного материала, 110, 0 тыс. м3 глинистого сырья.
В ряде установленных в 2012 - 2013 годах фактов незаконной добычи песка строительного и песчано-гравийного материала без лицензий на право пользования недрами объем незаконно добытых нерудных строительных материалов достигает значительных размеров и носит промышленный характер с применением большегрузных автомобилей, экскаваторов и бульдозеров.
Кроме того, в 2013 году Управлением Росприроднадзора по Калининградской области, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 564, произведен расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых в объеме 1828 м3) на сумму 1494546 рублей. За истекший период 2014 года были произведены 2 расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (размеры вреда составили 600400,80 руб. и 711547,20 руб.). В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения роста числа совершаемых правонарушений, несмотря на применение действующих мер административного наказания.
С учетом изложенного и в целях повышения эффективности борьбы с нелегальной добычей полезных ископаемых, в том числе общераспространенных полезных ископаемых, законопроектом предлагается внести в части 1 и 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации изменения, увеличив соответственно размер административного штрафа для граждан.
Таким образом, в конечном виде, по предполагаемым изменениям, административная санкция статьи 7.3 КоАП РФ будет представлена в следующей редакции: пользование недрами без лицензии на пользование недрами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч; пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч.
Также изменения коснутся статьи 3.5, которые несут в себе юридико-техническую составляющую изменения статьи 7.3.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов" не повлечет дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.