Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 734926-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - законопроект) разработан Минэнерго России во исполнение пункта 7 решений, принятых на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича (протокол от 30 апреля 2014 г. N АД-П9-51пр).
Законопроект направлен на создание благоприятных условий для использования природного газа в качестве моторного топлива, в том числе создание широкой сети газозаправочных комплексов, обеспечение экологической и энергетической безопасности, энергосбережение и повышение бюджетной эффективности, снижение себестоимости товаров и услуг и прежде всего в социально значимых отраслях, создание новых рабочих мест.
Законопроектом предлагается:
Внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - 116-ФЗ) направленные на исключение автозаправочных станций, предназначенных для осуществления заправки транспортных средств газом природным из категории опасных производственных объектов (далее - ОПО).
Внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - 225-ФЗ), направленные на включение автозаправочных станций, предназначенных для осуществления заправки транспортных средств газом природным в качестве моторного топлива в список объектов, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Необходимость принятия указанных изменений обусловлена:
1. Устранением противоречий с пониманием положений 116-ФЗ в части отнесения объектов инфраструктуры, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом в качестве моторного топлива.
Формально такие объекты удовлетворяют требованиям отнесения их к ОПО, как правило, сразу по нескольким квалификационным признакам (давление, хранение объемов сжатого природного газа), однако по сути эти объекты являются объектами розничной торговли по реализации газомоторного топлива. Производственной деятельности эти объекты не осуществляют. Также на этих объектах невозможно создать особый режим, предписываемый ОПО, исключающий нахождение на их территории неподготовленного персонала.
2. Принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. N 451 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 860", которым установлено, что в перечень минимально необходимых услуг, оказываемых на автозаправочных станциях, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, должны входить услуги по заправке транспортных средств газовым моторным топливом. Однако в соответствии с 116-ФЗ автозаправочные станции, реализующие жидкие моторные топлива, не относятся к категории ОПО, в то время как модули по заправке автомобилей природным газом являются опасными производственными объектами. Таким образом, при реализации требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 451 от 29 мая 2013 г., возникает ситуация, при которой часть территории автозаправочной станции является ОПО. Данное обстоятельство будет существенно затруднять процесс оснащения АЗС модульными блоками заправки автомобилей природным газом.
3. Обеспечением выполнения норм 225-ФЗ.
Так как объекты инфраструктуры, предназначенные для заправки транспортных средств природным газом, не являясь опасными производственными объектами, безусловно, остаются опасными объектами, и в случае корректировки 116-ФЗ, исключающего их из списка ОПО, обязательства собственника по обязательному страхованию его ответственности могут быть не исполнены.
В случае принятия изменений в 116-ФЗ автоматически прекратит свое существование мера государственного регулирования - лицензирование деятельности по эксплуатации объектов заправки транспортных средств природным газом, и эти объекты будут выведены из-под надзорной подведомственности органов Ростехнадзора.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование является исключительной мерой государственного регулирования и используется только в тех случаях, когда такое регулирование не может осуществляться другими методами.
Государственное регулирование и надзор за безопасностью деятельности объектов заправки транспортных средств природным газом как газомоторным топливом будет осуществляться:
1. Экономическими методами через определение размера страховой премии. Более безопасные объекты будут застрахованы с меньшим размером страховой премии.
2. Обеспечением поднадзорности таких объектов органами МЧС России, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О пожарной безопасности" и изданных на его основе нормативных документах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "69-ФЗ"
3. Выполнением "TP ТС 032/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением".
В настоящее время из 250 автозаправочных станций, осуществляющих заправку транспортных средств природным газом, 205 станций эксплуатируется дочерними обществами ОАО "Газпром". Эксплуатация станций является безопасной. По данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, за период с 1 января 2011 г. по 1 января 2014 г. не зарегистрировано ни одной аварии на таких станциях.
Предлагаемая законопроектом актуализация законодательства позволит расширить использование физическими и юридическими лицами экологически более чистого вида моторного топлива.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Органы государственной власти реализуют полномочия, указанные в данном Федеральном законе, в пределах установленной предельной численности работников, а также ассигнований федерального бюджета, предусмотренных данным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов не потребуется.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте":
1. Принятию подлежит постановление Правительства Российской Федерации "О порядке установления факта аварии, порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии"
срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования указанного Федерального закона,
головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - Ростехнадзор,
краткое описание - регламентация правил установления факта аварии, порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии.
2. Изменению подлежит постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 916 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";
срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования указанного Федерального закона,
головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - Минфин России и Ростехнадзор,
краткое описание - отнесение автозаправочных станций, обеспечивающих заправку транспортных средств газомоторным топливом природным газом к числу опасных объектов, при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.