Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 742194-6 "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 4 февраля 2015 года в отношении принятия мер, направленных на восстановление функционирования пассажирского железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.
Пригородные пассажирские железнодорожные перевозки осуществляются пригородными компаниями - перевозчиками, созданными ОАО "РЖД" совместно с органами власти субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что на финансовое положение пригородных пассажирских компаний серьезное влияние оказывает предусмотренное подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) освобождение от НДС услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении.
Механизм освобождения от НДС предполагает, что перевозчик не исчисляет и не уплачивает в федеральный бюджет НДС по пригородным перевозкам. Вместе с тем на основании пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса перевозчик, освобожденный от уплаты НДС, теряет право на вычет и вынужден включать в свои расходы по пригородным перевозкам суммы НДС, предъявленные ему владельцем инфраструктуры, арендодателями подвижного состава, другими поставщиками и подрядчиками. Как следствие, стоимость перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении увеличивается на суммы НДС, предъявленные перевозчику продавцами товаров (работ, услуг).
Таким образом, несмотря на освобождение пригородных перевозок железнодорожным транспортом от НДС, стоимость пригородной перевозки фактически формируется с учетом этого налога.
Большая себестоимость влечет за собой установление более высоких тарифов на услуги для населения и/или увеличение размера запрашиваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий. Как следствие, снижается востребованность железнодорожного транспорта, который является более безопасным, экологичным и надежным.
В связи с этим, в качестве антикризисной меры законопроект предусматривает установление налоговой ставки 0 процентов в отношении услуг по пассажирским перевозкам железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на период до 31 декабря 2016 года. Одновременно на указанный период предлагается приостановить действие положения абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, устанавливающего освобождение от налогообложения НДС в отношении указанных услуг.
Замена освобождения от налогообложения НДС налогообложением по ставке 0 процентов позволит перевозчикам не включать в расходы по пригородным перевозкам, а предъявлять к вычету суммы НДС, предъявленные владельцем инфраструктуры, арендодателями подвижного состава, исполнителями работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, другими поставщиками и подрядчиками.
Данная мера позволит снизить расходы (убытки) перевозчиков на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении. При этом для пассажира стоимость перевозки в связи с заменой освобождения от налогообложения НДС на налогообложение по ставке 0 процентов не увеличится.
При этом по окончании действия предлагаемых настоящим законопроектом мер представляется целесообразным вернуться к их рассмотрению с целью решения вопроса о необходимости продления срока их действия, в том числе в зависимости от эффективности разработанной Правительством Российской Федерации на основании поручения Президента Российской Федерации от 10 марта 2015 года модели функционирования пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
Установление ставки НДС 0 процентов по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении не приведет к уменьшению доходной базы федерального бюджета, поскольку в настоящее время указанные перевозки освобождены от налогообложения НДС на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, исходя из прогнозных данных на 2015 г., пригородные пассажирские компании смогут получить право на вычет предъявленных поставщиками и подрядчиками и перечисленных ими в федеральный бюджет сумм НДС в размере около 8,4 млрд. рублей при установлении льготного коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В соответствии с действующим законодательством указанные суммы НДС увеличивают стоимость услуг пригородных компаний по перевозке и приводят к необходимости повышения тарифов или размера субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Соответственно, на указанные суммы уменьшатся расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, что в свою очередь приведет к увеличению суммы налога на прибыль к уплате (уменьшению убытков).
Необходимо обратить внимание, что принятие к вычету сумм НДС приведет к сокращению расходов пригородных компаний и, как следствие, размеров необходимого бюджетного субсидирования.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.