Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 743165-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусматривает изменение параметров бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год, утвержденных Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон), в связи с уточнением основных показателей прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 2015 год, разработанного Минэкономразвития России и базирующегося на гипотезе изменения внешних и внутренних факторов развития, ухудшения внешнеэкономических условий, сохраняющегося геополитического напряжения и продолжения действия экономических санкций в отношении России.
При подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов использованы следующие показатели:
фонд заработной платы: на 2013 год - 16 379 млрд. рублей, на 2014 год - 17 786 млрд. рублей, на 2015 год - 18 559 млрд. рублей (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 1676-АУ/ДОЗи);
номинально начисленная среднемесячная заработная плата: на 2013 год - 29 792 рублей, на 2014 год - 32 600 рублей, на 2015 год - 34 098 рублей (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 1676-АУ/ДОЗи).
Проект федерального закона разработан с учетом прогнозируемой оценки исполнения бюджета Фонда в 2014 году и анализа исполнения бюджета Фонда в кризисные 2008 - 2009 годы.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2015 год
(млн. рублей) | |||
Показатели |
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 386-ФЗ |
Отклонение |
|
Доходы - всего |
538 662,55 |
519 481,17 |
-19 181,37 |
Расходы - всего |
594 084,43 |
602 687,29 |
8 602,86 |
Профицит(+)/ дефицит (-) |
-55 421,88 |
-83 206,12 |
-27 784,24 |
Объем доходов бюджета Фонда на 2015 год прогнозируется в сумме 519 481,17 млн. рублей или на 19 181,37 млн. рублей меньше предусмотренного Законом. При этом объем межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета, прогнозируется на уровне Закона в объеме 15 996,51 млн. рублей, предусмотренных Фонду на исполнение государственных функций. Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования прогнозируются в объеме 19 030,0 млн. рублей или на уровне Закона.
Основные параметры бюджета Фонда по доходам на 2015 год
(млн. рублей) | |||
Показатели |
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 386-ФЗ |
Отклонение |
|
Доходы - всего |
538 662,55 |
519 481,17 |
-19 181,37 |
в том числе: |
|
|
|
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
400 202,58 |
387 145,67 |
-13 056,91 |
из них: |
|
|
|
страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
454 827,21 |
441 769,84 |
-13 057,38 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
103 433,46 |
97 309,00 |
-6 124,46 |
из них: |
|
|
|
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
97 671,61 |
91 547,14 |
-6 124,46 |
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на исполнение государственных полномочий |
15 996,51 |
15 996,51 |
0,00 |
межбюджетные трансферты из ФФОМС |
19 030,00 |
19 030,00 |
0,00 |
Объем страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством прогнозируется в 2015 году в сумме 441 769,84 млн. рублей, что на 13 057,38 млн. рублей меньше, чем предусмотрено Законом.
На снижение доходов от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством повлияло изменение основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год в части изменения фонда оплаты труда по сравнению с предусмотренным в расчетах к Закону (снижение фонда оплаты труда в 2015 году на 463 млрд. рублей (2,43%) с 19 022 млрд. рублей до 18 559 млрд. рублей.)
Также на снижение поступления страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством повлияло снижение объема доходов от страховых взносов, уплачиваемых за иностранных граждан в объеме 2 141,05 млн. рублей в соответствии с положениями Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 407-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а также применение пониженных тарифов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Объем страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний прогнозируется в 2015 году в сумме 91 547,14 млн. рублей, что на 6 124,46 млн. рублей меньше, чем предусмотрено Законом.
Снижение поступлений страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год предусмотрено в связи с изменением средневзвешенного страхового тарифа по видам экономической деятельности на 0,02 процентных пункта, до 0,50% к начисленной по всем основаниям оплате труда, что ниже предусмотренного в расчетах к Закону.
Расходы бюджета Фонда в 2015 году прогнозируются в сумме 602 687,29 млн. рублей, что на 8 602,86 млн. рублей (или на 1,5%) выше предусмотренных Законом, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 481 288,85 млн. рублей, что на 10 080,21 млн. рублей (или на 2,1%) выше предусмотренных Законом; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 86 371,94 млн. рублей, что на 1 477,35 млн. рублей (или на 1,7%) меньше предусмотренных Законом.
Основные параметры бюджета Фонда по расходам на 2015 год
(млн. рублей) | |||
Показатели |
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 386-ФЗ |
Отклонение |
|
Расходы - всего |
594 084,43 |
602 687,29 |
8 602,86 |
в том числе: |
|
|
|
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
471 208,63 |
481 288,85 |
10 080,21 |
из них: |
|
|
|
пособие по временной нетрудоспособности |
196 996,20 |
205 885,17 |
8 888,97 |
пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет |
130 734,48 |
132 381,30 |
1 646,82 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
87 849,29 |
86 371,94 |
-1 477,35 |
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на исполнение государственных полномочий |
15 996,51 |
15 996,51 |
0,00 |
за счет межбюджетного трансферта из ФФОМС |
19 030,00 |
19 030,00 |
0,00 |
Расходы бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2015 году прогнозируются на 10 080,21 млн. рублей выше, чем предусмотрено Законом.
Это обусловлено прогнозируемым ростом расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что связано с увеличением прогнозируемого числа случаев временной нетрудоспособности по Российской Федерации в 2015 году на 3,9% по сравнению с 2014 годом с учетом анализа роста числа случаев в кризисные 2008 - 2009 годы, ростом расходов на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с увеличением роста рождаемости в 2014 году.
В связи с изменением курса швейцарского франка увеличены средства, направляемые на взносы в международную организацию социального обеспечения (МАСО) на 4,38 млн. рублей. Указанные расходы осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 г. N 891 "Об участии Фонда социального страхования Российской Федерации в деятельности международной ассоциации социального обеспечения".
В связи с оптимизацией расходов материально-технического характера проект федерального закона предусматривает сокращение расходов на содержание органов Фонда, в том числе, расходы на капитальные вложения.
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в рамках подпрограммы "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" предусмотрены в сумме 24 433,13 млн. рублей на 2015 год, что ниже предусмотренных Законом на 435,56 млн. рублей.
В 2015 году при расчете денежного содержания аппарата Фонда индексация фондов оплаты труда на 5,0% с 1 октября 2015 г. не предусматривается.
По целевой статье расходов "Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, в рамках подпрограммы "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" на 2015 год предусмотрены ассигнования на приобретение и строительство помещений для территориальных органов Фонда в сумме 427,57 млн. рублей, что ниже предусмотренных Законом на 383,69 млн. рублей в связи с отказом от новых объектов капитального строительства и увеличением срока строительства переходящих объектов.
В части единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения расходы на 2015 год составят 90,0 млн. рублей, что на 10,0 млн. рублей (или на 10%) меньше, чем предусмотрено Законом.
В целом бюджет Фонда сформирован в 2015 году с дефицитом в сумме 83 206,12 млн. рублей.
Финансовый результат бюджета Фонда в 2015 году
(млн. рублей) | |||
Показатели |
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 386-ФЗ |
Отклонение |
|
Текущий дефицит (-)/ профицит (+) |
-55 421,88 |
-83 206,12 |
-27 784,24 |
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
-71 006,05 |
-94 143,18 |
-23 137,13 |
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
15 584,17 |
10 937,06 |
-4 647,11 |
Дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством прогнозируется на 2015 год в сумме 94 143,18 млн. рублей и формируется в сумме 55 000,0 млн. рублей за счет возврата межбюджетных трансфертов прошлых лет из бюджета Фонда федеральному бюджету, в сумме 13 470,0 млн. рублей за счет неполучения компенсации выпадающих доходов в бюджет Фонда, а также за счет несбалансированности бюджета Фонда в части данного вида страхования в сумме 25 673,18 млн. рублей.
Источником покрытия указанного дефицита является остаток средств по данному виду социального страхования на начало 2015 года.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируется профицит в сумме 10 937,06 млн. рублей.
Кроме того, в проекте федерального закона учтено отражение расходов на выплаты уволенным работникам в связи с сокращением численности или штата работников организации, осуществляемое на основании статьи 178 и статьи 318 Трудового Кодекса Российской Федерации по виду расходов 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению".
Проект федерального закона предусматривает предоставление средств федерального бюджета на оплату четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в 2015 году в сумме 2 685,6 млн. рублей с учетом взносов во внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статью 37 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
При этом предлагается исключение бюджетных ассигнований по целевой статье расходов "Оплата четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" с одновременным увеличением бюджетных ассигнований по указанной статье в рамках подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается утвердить изменения по доходам и расходам бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год, связанные с уточнением основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.